Ребенок плохо учится

Петриченко Майя
педагог-психолог ГУЗ "Центр медицинской профилактики
департамента здравоохранения Краснодарского края"
семейный консультант, НЛП - практик,
сказкотерапевт, гипнотерапевт, психоаналитик

Четвероклассница Диана получила по математике четверку. Четвероклассница Елена из школы, относящейся к другому району, также получила четверку по математике. Разумно ли предположить, что эти девочки изучили одинаковый объем мате­риала и имели одинаковый уровень интеллекта?

Абсолютно нет.

Это правда, что одними и теми же отметками, которые ставятся в разных школах, могут оцениваться разные знания. У учителей также бывают разные стандарты. Некоторые учителя склонны к перегибам в оценках, а именно ставят некоторым ученикам пятерки, независи­мо от того, как те знают материал. Движение за воспитание самоува­жения подсказало многим западным школам пользоваться некоторыми дву­смысленными критериями успеваемости, где цифровые оценки за­менены на определения — такие, как "удовлетворительно" или "хо­рошо". Когда способный ребенок получает низкую оценку, то родители порой жалуются на беспощадность учителей и считают, что ребенок заслуживает оценки выше.

По иронии судьбы, ребенок с "хорошим" табелем успеваемости в наши дни может иметь трудности с учебой. Родители непреднаме­ренно думают, что школьник, получающий четверки и пятерки, учит­ся хорошо. На самом деле его успеваемость может быть средней, а оценки, возможно, завышены. Этот ученик может испытать глубо­кое разочарование, если пойдет в школу или в колледж, где требова­ния более высокие.

Что нужно принять во внимание?

Если вы не знаете, что конкретно преподавалось и каковы стан­дарты оценок, то оценки в табеле мало что будут значить. Поговори­те с учителем и точно узнайте, что означает пятерка.

Академическая успеваемость — это не только вопрос способнос­ти. Исследования показывают, что наиболее активные родители, ко­торые особенно заинтересованы в успеваемости своих детей, побуж­дают ребят заниматься больше.

Если вы были шокированы, увидев плохой табель, то это озна­чает, что вы не следили за тем, как учился ребенок в течение четвер­ти. Исследования также показывают, что если ребенок восприни­мает "заботу" учителя, то это может побудить его работать больше и учиться лучше. Что значит "заботливый" учитель? Такой, который пытается понять точку зрения школьника, учит его в соответствии с его индивидуальными способностями и надеется, что ребенок бу­дет учиться лучше, чем ему позволяют его способности. (Хорошие новости: дети хотят, чтобы у них вызывали стремление учиться луч­ше! Тогда почему некоторые учителя и родители недостаточно тер­пеливы?)

Должны ли родители  платить ребенку за хорошие оценки?

Вообще вы не должны делать этого. Хотя нечастые денежные вознаграждения могут побудить ребенка учиться лучше. Но у этой практики есть ряд недостатков. Во-первых, за ней часто кроется отсутствие уверенности родителей в том, что ребенок иначе и не может получить хорошую оценку. К тому же это зача­стую говорит о том, что родители не уделяют достаточно вре­мени выявлению причин плохой успеваемости. Еще один мо­мент: данная практика основывается на принципе, будто день­ги служат побуждающим фактором. Будто если ребенок поте­ряет интерес к деньгам или наоборот, то потребует гораздо больше денег, чтобы у него появился стимул учиться. Деньги не должны заменять родительского участия. Если родитель уве­рен, что деньги - это оптимальное вознаграждение, то оно дол­жно сопровождаться похвалой: "Когда ты хорошо подумаешь над заданием, то у тебя все получается" или "Ты делаешь хорошее дело, трудясь над этим докладом".

Как нужно говорить

Когда оценки становятся ниже, то не предполагайте сразу, что ребенок ленится. Возможно, в новой школе или у другого учи­теля требования строже. "Тебе стало труднее учиться?"

"Что изменилось, отчего тебе стало труднее получать хорошие оценки?"

Постарайтесь разработать план действий: "Что ты мог бы сде­лать, чтобы улучшить свои оценки? У тебя есть идеи?"

Объясните ребенку, что оценки важны и что вы поможете ему стать более организованным и лучше готовиться к конт­рольным. "Твоя оценка складывается из выполнения домаш­
него задания, из оценки за контрольную работу и из участия на уроке. Контрольную ты написал хорошо, но я знаю, что ты иногда запаздываешь с домашним заданием. Именно на это нужно в первую очередь обратить внимание".

Поставьте четкую цель. Говорить ребенку, чтобы он улучшил свои оценки, — это как-то непонятно. "Какие ты хочешь иметь оценки в табеле успеваемости в следующий раз?.. Я буду каж­дый вечер проверять твои домашние задания и задавать тебе вопросы накануне контрольных. Что ты думаешь по этому по­воду?"

Предложите реалистичную ПОДДЕРЖКУ. "Я вижу, что твои оценки стали лучше. Вижу, что в этом году ты стараешься, и знаю, что когда ты уделяешь время тому, чтобы выучить мате­риал, то получаешь оценки лучше".

"Как ты думаешь, из-за чего ты плохо пишешь контрольные?" Дети, которые приписывают неудачу недостаточным способ­ностям, считают, что стараться бессмысленно. Дети, которые относят неудачу к причинам иным, чем отсутствие способно­стей (мало занимался и т. д.), обычно учатся лучше.

Постепенное снижение (или резкое ухудшение) школьной успеваемости — это сигнал о наличии какой-то проблемы. Депрессия, тревожность, употребление алкоголя и наркотиков или семейные конфликты — вот обычные причины.

Как не нужно говорить

"Что мне с тобой делать? Неужели ты не хочешь добиться ус­пеха в жизни?" Показывать свое разочарование нежелатель­но. Лучше поискать проблемы, лежащие в основе плохой успеваемости, или хотя бы передать ребенку, что он в состоя­нии приложить усилия.

"Ты можешь забыть о компьютерных играх, пока не улуч­шишь свои оценки". Иногда бывает необходимо ограничить времяпрепровождение за телевизором и компьютерными иг­рами. Если это так, то это должно быть не формой наказания, но скорее обычным устранением препятствий, мешающих ре­бенку хорошо учиться. Лучше скажите: "Я заметил, что ты про­водишь как минимум по три часа в день за телевизором и ком­пьютерными играми. Это время тебе в основном надо отво­дить урокам. С этого момента ты сможешь играть в компью­терные игры только после того, как я проверю твое домашнее задание, а ты выучишь уроки. Самое важное для тебя — это как можно лучше учиться в школе".

"Ты что, тупой, или как?!" Подобное замечание не только не­уместно и бесполезно, но и служит сигналом, что дома напря­женная ситуация. Подстрекательные высказывания говорят о том, что хотя бы один из родителей несчастлив или обозлен и отыгрывается на ребенке. Честная самооценка может под­сказать родителям, чтобы они в своей жизни что-то поменя­ли или обратились за консультацией.

Родительское влияние на школьную успеваемость детей гораз­до сильнее, чем вы, возможно, думаете. Последние исследова­ния показали, что:

  • родительское представление о способностях их детей-шести­классников к математике и русскому языку служит более верным прогнозом успеваемости ребенка, чем его прошлые оценки;
  • дети, сомневающиеся в своих способностях, не проявляют осо­бого усердия в решении трудных задач. Матери успевающих детей, но недооценивающих свои способности к обучению (не­уверенность в себе), считают своих детей не очень способны­ми. Но матери успевающих детей, уверенных в своих способ­ностях, разделяют мнение своих детей. Иными словами, что родители думают о детях, то и дети думают о себе.
  • На девочек, которые в дальнейшем добиваются успеха в облас­тях, традиционно считающихся мужскими, серьезное влияние оказывают отцы. Наблюдается, что они реже, чем матери, рассматривают способности своих детей, ориентируясь на стерео­типы
  •  Матери девочек чаще, чем матери мальчиков, считают, что их дети должны больше прилагать усилий, чтобы знать матема­тику Что же касается русского языка, то здесь матери пере­оценивают способности дочерей и недооценивают способности сыновей. Среди отцов подобных предубеждений не наблюдалось.
Пациентам
Специалистам
Полезная информация