Синдром третьей четверти

Петриченко Майя
педагог-психолог ГУЗ "Центр медицинской профилактики
департамента здравоохранения Краснодарского края"
семейный консультант, НЛП - практик,
сказкотерапевт, гипнотерапевт, психоаналитик

В школе началась третья четверть. И мы привычно добавляем: самая долгая и трудная. Все предметные программы построены так, что самый сложный и объемный материал изучается именно в третьей четверти. Именно в феврале–марте проходят всевозможные олимпиады, тестовые испытания, ответственные контрольные, влияющие на годовые отметки. Для выпускников начинается финишная предэкзаменационная прямая. У большинства детей в первом полугодии образовались различные точки напряжения в изучении отдельных предметов, во взаимоотношениях с учителями, одноклассниками. Теперь на фоне всеобщей усталости и повышенной раздражительности эти мелкие проблемы могут вырасти в острые конфликты. Монотонная длительная работа, постоянное напряжение, отсутствие перспективы близкого отдыха (до каникул целых 2 месяца) нагнетают внутреннюю тревогу, провоцируют депрессивные настроения у детей. То, что происходит со школьниками в конце февраля и в марте, у психологов называется "синдром третьей четверти".

У ШКОЛЬНИКА СИНДРОМ ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ, ЕСЛИ ОН:

  • долго не может заснуть вечером, а утром его не добудишься;
  • стал плаксив и обидчив либо излишне подвижен, возбужден;
  • плохо ест;
  • только справившись с очередной простудой, опять заболевает.

В это время, по данным Конгресса педиатров России, две трети ребят признаются, что потеряли интерес к учебе, конфликтуют с учителями. Родителям нужно держать ухо востро.

Определить, что ребенок устал, поможет тест. Проэкзаменуйте себя и свое дитя.

Ответ "да" "стоит" 3 балла, "нет" - 0 баллов, если затрудняетесь с ответом - прибавляйте 1 балл.

Итак, ваш школьник:

  • делает "глупые" ошибки в тетрадях по тем предметам, в которых раньше был успешен;
  • подолгу сидит без дела, погруженный в себя, или бессмысленно манипулирует предметами;
  • не может заставить себя сесть за уроки, либо делает их быстро и плохо, чтобы отделаться, хотя раньше этого не наблюдалось;
  • более чем обычно вял, плаксив или сонлив;
  • засыпает в непривычное для него время;
  • испытывает головные боли во второй половине дня;
  • грубит или обижается больше обычного;
  • стал прогуливать уроки;
  • в рисунках преобладают коричневые и черные тона;
  • не сразу реагирует, когда к нему обращаются;
  • во время письма часто меняет почерк;
  • сидя на стуле, принимает следующую позу: нога под себя, голова на руке;
  • "подхватывает" любую инфекцию;
  • появились темные круги под глазами.

Подводим итоги:

От 14 до 42 баллов - ваш ребенок устал, имеет смысл обратиться к хорошему психологу, может быть, даже невропатологу, если чувствуете, что сами не спасаете ситуацию.

От 7 до 14 баллов - наличие нормальных оценок в школе вводит вас в заблуждение, что все в порядке. Действительно, ребенок пока самостоятельно справляется с нагрузками. Но не все так хорошо. Есть опасность, что в борьбе за успеваемость вы потеряли с ним контакт.

От 0 до 7 баллов - можете быть спокойны, у вашего ребенка все хорошо, он легко переживает сложнейший период в году.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА:

Во время третьей четверти родителям нужно уметь взбодрить ребенка.

Спланируйте веселые выходные.

Продумайте вместе интересный план на каникулы.

Включайте дома приятную музыку, смотрите всей семьей веселые телепередачи.

Оденьте отпрыска после занятий во все яркое и перестанете "зудеть" насчет уроков.

Чаще бывайте на воздухе.

Побольше давайте овощей.

Делайте ребенку массаж воротниковой зоны и затылочной области.

Применяйте аромалампу во время приготовления уроков (лаванда, лавр), на ночь - хвойный запах.

Организуйте контрастный душ.

Если ситуация совсем тяжелая, то раз в неделю по необходимости можно разрешить ребёнку не пойти в школу. (Если ребёнок не был в школе больше трёх дней, справка от врача не требуется, достаточно записки от родителей, что он плохо себя чувствовал.)

Давайте возможность в день отдыха поспать подольше и побольше погулять. Оставить дома - не значит позволить целый день провести у компьютера и телевизора. Постараться превратить этот дополнительный выходной в день здоровья: побольше движений на воздухе.

Не ругайте за плохие отметки и не выученные когда-то уроки. Отдохнёт - нагонит. Повышать голос бессмысленно. Тем более применять дедовские методы обучения – ремень или подзатыльники.  Этими средствами делу не поможешь, а только еще больше можно навредить эмоциональному состоянию ребенка.

Помогайте ребенку избавляться от отрицательных установок типа "не могу", "сомневаюсь", "должен", меняя их на "смогу", "уверен", "хочу". В этих ежедневных формулах старайтесь исключить отрицательные частицы и противопоставительные предлоги "не", "но", "а". Поменяйте их на "и", "при этом", например: "Трудное задание, при этом я с ним справлюсь". Обращайте побольше внимания на своих детей. Помогайте им в преодолении негативного отношения к себе. Никогда не восклицайте патетически: "У всех дети как дети, а у меня Иванушка-дурачок!" Запретите это себе категорически раз и навсегда! Вы и ваш ребенок должны четко знать, что он для вас – самый лучший. Не стесняйтесь ему об этом говорить. Вместе составьте список неоспоримых достоинств ребенка, которые будут признаваться всеми членами семьи. Например: "я очень работоспособный", "я медленно и верно продвигаюсь к цели", "я могу справиться с решением этих задач". Необходимо объяснять детям, что все ошибаются, бессмысленно обвинять себя в неудачах или в неумении делать всё как нужно. Любой человек делает то, что в его силах, никто не идеален.

На помощь уставшему организму может прийти юмор. Читайте побольше юмористических рассказов, смотрите юмористические телепрограммы. Шутка создаст вам настроение. Смех объединяет и снимает напряжение.

И что касается диеты – поливитамины, конечно, делу не повредят. И пусть налегает ребёнок на фрукты. А также на мясо и рыбу: белки стимулируют работу мозга. А вот шоколада и сладкого давать весной поменьше. Шоколад напрягает печень, ещё больше снижая иммунитет. Вооруженные этими несложными рекомендациями и любовью  мы поможем своим детям преодолеть и этот новый "диагноз" - "синдром третьей четверти".

Пациентам
Специалистам
Полезная информация