Вежливыми не рождаются...

Татьяна Петровна 57 лет. Час пик. Автобус переполнен. Входит женщина с ребенком на руках. Оглянулась по сторонам, свободных мест нет. Да и желающих уступить, тоже нет. Я обратилась к рядом сидящим молодым людям с просьбой, чтобы уступили место женщине с ребенком. В ответ смешки и несуразное бормотание под нос. Знакомая ситуация? И самое интересное, что продолжают сидеть и другие участники движения. Лишь переглянувшись, отворачиваются к окну, их это не касается. Ситуация обычная. Я встала и уступила место женщине с ребенком. Похоже, молодежь, да и поколение старшее забыло об элементарных правилах вежливости, вывешенных в общественном транспорте. "Уступайте место пожилым людям и женщинам с детьми".

Мама Марина, сыну Стасу 7 лет: "Мне хотелось бы, чтобы Стасик чаще пользовался "волшебными" словами: "спасибо", "пожалуйста"… Чтобы он сам вспоминал, что надо это слово сказать.

Эти ситуации позволяет понять и смысл вежливости, и ее важность. Но кто же должен нас сделать вежливым или кто поможет стать таковыми?

Вежливость – это то ценное качество человека, которое помогает общаться и жить в этом мире. Задача родителей рассказать ребенку об этом и помочь овладеть ею на личном примере и участии.

С чего же начать родителям? Быть может, с себя? А мы взрослые вежливые? Способны ли мы встать и уступить место, пропустить, если нас об этом просят, помочь, придержать, подать или сказать элементарное – "пожалуйста", "спасибо", "извините". Ведь эти, казалось бы, на первый взгляд элементарные вещи выполняют большую роль в воспитании и становлении личности ребенка.

Ребенок с самых первых дней живет и воспитывается в определенной среде, и, как губка, впитывает ее особенности. Путь, который проделывает ребенок за первый год жизни, поистине огромен: от крохотного несмышленыша до человечка, способного общаться и находить контакт с окружающими его людьми. И именно в это время закладываются первые нормы вежливости. Как же это происходит, ведь ребенку пока невозможно их объяснить? Он их усваивает, видя, как общаются между собой и с ним его родные люди.

Если в семье вежливый и уважительный стиль общения, то он является привычным для ребенка с первых месяцев жизни. В этом случае и "волшебные" слова появятся в лексиконе очень рано и естественно, без чтения лекций и педагогических внушений.

Быть вежливым – это значит думать о других!

Как этому учить?

Своим примером: ребенок никогда не поймет, что нужно думать о других, если он видит, что родители совершенно не принимают их (или его самого) в расчет.

Обучая его правилам вежливости шаг за шагом: надо проявлять уважение к другим своими поступками (не толкаться) и своими словами (со взрослыми не говорить так, как с приятелями); надо с уважением относится к их имуществу (потому что оно им дорого и они будут огорчены, если его кто – то испортит).

Не забывайте напоминать ему о смысле вежливости, а главное о пользе, которую она приносит: в цивилизованном мире жить приятнее, чем в дикости. "Относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе".

Ребенок – как глина: что слепишь, то и будет. Если вы когда-нибудь занимались отливкой из гипса, то можете вспомнить простую вещь. Если у вас в руках резиновый шаблон в виде зайчика, то, как ни старайся, мишка из гипса не получится. Так вот "шаблон" – это стиль отношений в семье, а жидкий "гипс" – это ребенок. Каков шаблон, такая получится и отливка. Поэтому главный этап в воспитании вежливости ребенка – это демонстрация ему правильного примера взрослыми.

ГУЗ "Центр медицинской профилактики департамента здравоохранения Краснодарского края".

Педагог – психолог Пономарева Екатерина Николаевна.

Пациентам
Специалистам
Полезная информация