Контакты Карта сайта Структура учреждения
Версия для слабовидящих      
Распечатать страницу
Горячая линия

8-800-100-61-41

Вы можете записаться на бесплатный прием в Центр здоровья, а также получить консультации по вопросам:

  • здорового питания
  • физической активности
  • отказа от табака
  • рисков потребления алкоголя
  • профилактики факторов риска хронических неинфекционных заболеваний

Центры здоровья
Проекты и программы

Проекты и программы

Метод.рекоменд.по орг.проведения проф.программ для работ.СМП

Методические рекомендации по организации проведения профилактических программ для работников службы медицинской профилактики.

Содержание

Введение

Глава 1. Концепция факторов риска

Глава 2. Научно-обоснованная профилактика неинфекционных заболеваний

Заключение

Список литературы

Приложение

Цель методических рекомендаций – обучить специалистов по вопросам обществен6ного здоровья и лиц, принимающих решения, методологии научно-обоснованной профилактики НИЗ, которая позволит разрабатывать эффективные профилактические программы и политику.

Задачи. Научить работников службы медицинской профилактики:

· Оценке и интерпретации существующих данных;

· Выбору политики или программы на основе использования данных официальной статистики и результатов популяционных исследований;

· Методике использования данных для формирования конкретной политики или принятия решений;

· Научным подходам при оценке эффективности политики или программ.

Введение.

Профилактика играет огромную роль в снижении заболеваемости и смертности населения и увеличении продолжительности жизни. Мировой опыт показывает, что основные неинфекционные болезни в значительной степени могут быть предупреждены с помощью мер, направленных против основных факторов риска. Лидирующее положение в причинах смертности населения занимают четыре группы неинфекционных заболеваний - сердечно-сосудистые и онкологические болезни, хронические обструктивные заболевания легких и диабет. Эти заболевания объединены общими предупреждаемыми факторами риска, связанными с образом жизни: курением1, неправильным питанием и недостаточной физической активностью. Поэтому профилактические мероприятия должны быть направлены на комплексную борьбу с этими факторами риска.

Необходимо отметить, что перечисленные факторы риска тесно связаны с социальной и культурной структурой общества. В связи с этим, профилактические программы должны быть основаны на межсекторальном сотрудничестве, как на уровне государства, так и на региональном и местном уровнях, а также на организации эффективной и качественной медицинской профилактики.

Социально-экономическое развитие нашей страны, изменение демографической ситуации в сторону старения населения, меняющаяся окружающая среда формируют новые проблемы для укрепления здоровья населения: уменьшение роли инфекционных заболеваний и увеличение значения неинфекционных заболеваний (НИЗ) для ущерба здоровья обществу. Соответственно меняются приоритеты при планировании стратегий укрепления здоровья населения: смещение акцента от клинического подхода в сторону популяционных коммунальных программ. Новый подход требует согласованных действий всех структур общества, а этого можно достичь с помощью разработки национальной и региональной политик профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения.

Поскольку теперь мы знаем основные факторы, ведущие к возникновению НИЗ, то ключевым вопросом изменения ситуации в сторону снижения распространения НИЗ среди населения является вопрос не что делать, а как делать?

В настоящее время в мире существует опыт, который свидетельствует о том, что можно успешно бороться с увеличением роста НИЗ. Этот опыт показывает, что снижение уровня НИЗ и связанной с ними смертности происходит там, где проводятся целенаправленные интенсивные мероприятия, как правило, выходящие за рамки системы здравоохранения и вовлекающие различные структуры общества.

Глава 1. Концепция факторов риска.

Научной основой профилактики НИЗ является концепция факторов риска.

Среди возможных причин резких колебаний смертности в конце 20-го столетия можно выделить психосоциальный стресс, алкоголь, традиционные факторы риска: курение, артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, избыточная масса тела.

Факторы риска - факторы внешней и внутренней среды организма, поведенческие факторы, способствующие увеличению вероятности развития заболевания, его прогрессированию и неблагоприятному исходу.

Критериями причинной связи факторов риска с заболеванием являются: постоянство (подтверждаемость), устойчивость (сила связи), специфичность, последовательность во времени, соответствие (согласованность).

Постоянство - выявленная ассоциация подтверждена или может быть подтверждена в других исследованиях и постоянно выявляется для различных подгрупп в рамках одного исследования.

Устойчивость - полученный эффект достаточно большой, риск развития заболевания возрастает с увеличением экспозиции.

Специфичность - имеется четкая связь между определенным фактором риска и конкретным заболеванием.

Последовательность во времени - воздействие фактора риска предшествует заболеванию.

Соответствие - выявленная ассоциация является биологически возможной, с учетом экспериментальных данных, которые предполагают реальный механизм развития данной ассоциации.

Факторы риска НИЗ разделяют на модифицируемые и немодифицируемые (возраст, пол, генетическая предрасположенность).

Для профилактики наибольший интерес представляют модифицируемые факторы риска. Их можно разделить на факторы, связанные с образом жизни и окружающей средой, которые, взаимодействуя с генетическими факторами, приводят к появлению биологических факторов риска, через которые и происходит их реализация в НИЗ.

Поведенческие факторы риска:

· Табакокурение

· Злоупотребление алкоголем

· Стрессовые ситуации (дистрессы)

· Несбалансированное питание

· Недостаточная физическая активность

· Избыточная масса тела

· Низкий культурный и образовательный уровень

Немодифицируемые факторы (возраст, пол и др.) можно использовать для стратификации риска. Например, чем старше возраст, тем выше риск развития НИЗ, у женщин ИБС развивается позднее, чем у мужчин.

При оценке риска развития заболевания, надо учитывать все имеющиеся факторы риска, т.е. оценивать суммарный (глобальный) риск. Для практической оценки суммарного риска существуют компьютерные программы и таблицы.

При оценке риска, часто используют такие понятия, как относительный риск – отношение частоты изучаемого исхода среди лиц, подвергшихся или не подвергшихся определенному воздействию. Относительный риск показывает силу связи между воздействием и заболеванием. Если заболевание редкое, то даже при высоких значениях относительного риска, абсолютный риск может быть небольшим.  

Атрибутивный риск – произведение добавочного риска на распространенность фактора риска в популяции. Атрибутивный риск - отражает дополнительную заболеваемость в популяции, связанную с фактором риска.

К настоящему времени доказано, что:

· Хорошо спланированные профилактические коммунальные программы могут существенно повлиять на образ жизни и распространенность факторов риска

· Изменение образа жизни и снижение уровней факторов риска действительно приводит к снижению сердечно-сосудистых и других хронических заболеваний среди населения

· Демонстрационные проекты могут быть хорошим этапом в последующем развитии национальных программ.

Возможности профилактики неинфекционных заболеваний через службы здравоохранения:

- участие в разработке политики и стратегии профилактики;

- создание у населения мотивации по укреплению здоровья и профилактике заболеваний;

- пропаганда здорового поведения в отношении курения, питания, употребления алкоголя, физической активности;

- использование оптимальных тестов для выявления среди населения факторов риска и оценки индивидуального риска, регистрация этих показателей в медицинской документации;

- консультирование и обучение населения навыкам снижения уровней факторов риска в соответствии с социально-экономическими и другими условиями жизни;

- мониторирование показателей здоровья населения и факторов их определяющих;

- информирование властных структур о состоянии здоровья населения.

Препятствия для проведения эффективной профилактической работы на уровне первичного здравоохранения

Политические препятствия - важность профилактики пока только, в основном, декларируется. Слабая законодательная и нормативная основа.

Финансовые препятствия - отсутствие знаний об экономических последствиях проведения/не проведения профилактических мероприятий. Отсутствие финансовых стимулов для врачей и медсестер заниматься профилактикой заболеваний и укреплением здоровья.

Профессиональные - врачи, в целом, обучены лечить болезни, а не предупреждать их развитие и укреплять здоровье пациента; не удовлетворены небольшими положительными изменениями в уровнях факторов риска у пациентов; не осознают выгод, которые приносит укрепление здоровья населения; медицинские сестры мало привлечены к профилактической работе; не получают должной поддержки и поощрения в том, чтобы работать самостоятельно.

Организационные - отсутствует четкое разграничение функциональных и должностных обязанностей в области укрепления здоровья и профилактики заболеваний между федеральными, региональными и муниципальными структурами; недостаточно знаний и навыков по организации работы с населением за пределами поликлиник; недостаточное участие центров медицинской профилактики в укреплении здоровья и профилактики заболеваний на популяционном уровне.

Культурно-исторические - мало инициативы снизу, ожидание указаний сверху, синдром начальника - "начальник всегда прав".

Несмотря на существующие трудности профилактики НИЗ, службам здравоохранения необходимо усилить свою деятельность по профилактике заболеваний. Это обосновано тем, что только улучшение диагностики и лечения НИЗ сопровождается увеличением числа больных (так как полностью избавиться от этих заболеваний невозможно), а, следовательно, и к увеличению затрат на здравоохранение. Этот порочный круг можно разорвать с помощью профилактики заболеваний.

Глава 2. Научно-обоснованная профилактика неинфекционных заболеваний

На совещании регионального комитета ВОЗ в Копенгагене, состоявшемся в сентябре 2006 года, разработана Европейская стратегия профилактики неинфекционных заболеваний. Она состоит из шести пунктов, среди которых - развитие способности осуществления профилактики, расширение межсекторального сотрудничества и партнерства, структуризация здравоохранения для интегрированной профилактики, укрепление доказательной базы для разработки политики профилактики НИЗ.

Шесть шагов научно-обоснованной профилактики НИЗ

ШАГ – 1. Определить проблему и подходы к ее решению.

В ХХ веке в России, как и в других индустриальных странах, на смену инфекционным заболеваниям - ведущей причины смерти населения, пришли неинфекционные заболевания (НИЗ), на долю которых в конце столетия приходится более 90% всех смертей. Наиболее значимыми причинами смерти являются сердечно-сосудистые заболевания (54%), внешние причины (17%) и онкологические заболевания (14%).

Низкая рождаемость и высокая смертность привели Россию к тяжелому демографическому кризису. Ожидаемая продолжительность жизни населения нашей страны невысокая: у мужчин она составляет 65 лет, у женщин - 72,6 года, что в среднем на 14 лет ниже, чем в странах Европейского союза. Главные причины смертности в РФ - неинфекционные заболевания и травмы, в целом же показатели смертности в 3-5 раз выше, чем в странах ЕС. Ведущими факторами риска в России считаются артериальная гипертония, гиперхолестеринемия и курение. Они являются причинами 75% смертей от неинфекционных заболеваний.

Высокая смертность населения России

Высокая смертность от НИЗ (каждые 4 из 5 смертей)

Больше половины из них - смерти от ССЗ

Невозможно решить проблему без разработки политики укрепления здоровья и профилактики заболеваний

ШАГ – 2. Установить, что известно из научной литературы по данной проблеме

Прочной основой для достижения успеха в разработке стратегии в области профилактики НИЗ может служить отечественный и зарубежный опыт.

Еще в 1974-1976 гг. в нашей стране были разработаны две крупные кооперативные программы, выполнявшиеся в ряде центров страны, координировали которые ВКНЦ АМН СССР. ("Многофакторная профилактика ишемической болезни сердца" и "Борьба с артериальной гипертонией на промышленных предприятиях"). Анализ результатов этих акций после 5 лет проведения показал, что благодаря профилактическому вмешательству общая смертность населения снизилась на 20-21%. Прежде всего - за счет уменьшения показателей смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и снижения распространения артериальной гипертонии.

В последние 12-13 лет в России (конкретно - в городе Питкяранта Республики Карелия) разрабатывается и проводится коммунальная программа по профилактике неинфекционных заболеваний, то есть международная программа CINDI, начатая по инициативе ВОЗ. Проект осуществляется при тесном российско-финском сотрудничестве. За 10 лет работы, например, распространенность артериальной гипертонии среди мужчин и женщин Питкяранты снизилась на 10%. Программа CINDI, в которой участвуют 20 регионов Российской Федерации, направлена на оказание поддержки мероприятиям по борьбе с курением, нерациональным питанием, злоупотреблением алкоголем, малоподвижным образом жизни и хроническим психосоциальным стрессом.

Опыт Питкяранты интересен тем, что здесь на протяжении всех 10 лет в разработке и практическом осуществлении надзора и контроля в сфере здравоохранения принимают участие Минздрав Республики Карелия, Центральная клиническая больница Питкяранты, Национальный институт общественного здравоохранения Финляндии и участники Северо-Карельского проекта. Исследование факторов риска (с использованием анкет, заполняемых самими респондентами, с исследованием физических параметров и лабораторными тестами) проводится специально обученной группой врачей и медицинских сестер каждые 5 лет. Кроме того, каждые 2 года проводится обследование влияния поведенческих стратегий на состояние здоровья с помощью электронных анкет, заполняемых респондентами.
Благодаря всем этим усилиям была создана обширная база данных, которая позволяла оценить влияние различных факторов риска и связанных с ними поведенческих стратегий среди взрослого населения Питкяранты на развитие хронических заболеваний.

В западных странах за последние 20 лет произошло значительное снижение смертности от ССЗ и других НИЗ.

Четким доказательством снижения смертности от ИБС при проведении коммунальной программы, направленной на снижение основных факторов риска, являются результаты 20 лет программы "Северная Карелия". За 20 лет снизились уровни курения, АД, холестерина и за этот период среди мужчин 35-64 лет снизилась смертность от ИБС на 60%.

Следует изучить данные зарубежных и отечественных исследований по профилактике НИЗ, для их использования при формировании собственной программы профилактики.

ШАГ 3. Выразить проблему в количественных показателях

Необходимым условием успешного развития профилактических программ является использование достоверных источников информации, в которых изучаемые проблемы выражены в количественных показателях. Такими источниками могут быть:

· Данные официальной медицинской статистики

· Данные социально-гигиенических мониторингов (Госсанэпиднадзор)

· Данные различных комитетов, отделов государственных статистических бюро

· Другие данные официальных источников информации.

Основные данные официальной медицинской статистики

· Численность и состав населения

· Рождаемость

· Смертность

· Заболеваемость

· Инвалидность

· Организация и финансирование медицинской службы, кадры.

При построении профилактических программ возникает необходимость сравнить полученные результаты с другими регионами или странами. Сравнение результатов требует проведение стандартизации, которая позволяет устранить индивидуальные особенности, влияющие на результаты.

Показатели, играющие важную роль при построении профилактических программ.

Ожидаемая продолжительность жизни – число лет, которое в среднем предстоит прожить поколению, родившихся в данном году, при условии, что на протяжении жизни они повозрастные показатели смертности, равные современным.

Потерянные годы потенциальной жизни.

· Позволяет выявить относительную значимость каждого заболевания, сравнить популяции, обоснованно проводить количественные оценки ущерба от преждевременной смертности населения

· Это мера отрицательного влияния на общество болезней и преждевременных смертей.

Показатель глобального бремени болезней – учитывает потери вследствие преждевременной смертности, утрату здоровых лет жизни, вследствие инвалидности Предложен Всемирным Банком совместно с ВОЗ (определяется в спец. единицах).

Заболеваемость – один из основных показателей применяемых в официальных данных медицинской статистики. Заболеваемость, также как и показатель инвалидности не отражает реальных количественных характеристик о распространенности неинфекционных заболеваний, не ориентирует об истинных показателях и динамики их изменений.

Для построения программ необходимо использовать и данные социально-гигиенического мониторинга.

Таким образом, определение проблемы в количественных показателях, оценка качества этих показателей, использование достоверных источников информации позволяет перейти к четвертому шагу.

ШАГ 4. Разработка политики и программ профилактики неинфекционных заболеваний.

Термин политика в секторе общественного здоровья и общественного здравоохранения несет иную смысловую нагрузку по сравнению с использованием этого термина в сферах государственного, экономического, хозяйственного и партийного управления.

Политика – согласие, конценсус среди партнеров по проблемам, которые они пытаются решить и по подходам или стратегиям, необходимым для решения этих проблем.

Обычно создается координационный совет, комитет или рабочая группа, члены которой занимаются выбором приоритетных проблем на основе достижения консенсуса между партнерами.

Выбор приоритетных стратегий

· Законодательство

· Маркетинг

· Организационные мероприятия

· Образование населения СМИ

· Профессиональное образование медиков и др.

· Мониторирование, оценка

· Научные исследования

При выборе приоритетных стратегий необходимо учитывать их эффективность и результативность установленную на основе научных исследований и предшествующего опыта.

Приоритетные группы вмешательства

· Дети и молодежь

· Работающие

· Пожилые люди

· Специальные группы

· Популяция в целом

В процессе разработки политики очень важно определить целевые группы для профилактического вмешательства с учетом важности проблем для каждой группы и ресурсов необходимых для их решения.

В процессе разработки политики и конкретных программ могут возникнуть различные трудности, анализ и преодоление которых является составной частью деятельности координационного совета или рабочей группы профилактической программы.

Препятствия и барьеры

· Политические

· Организационные

· Социальные

· Ресурсные (людские и др.)

· Финансово-экономические

· Прочие

ШАГ 5. Разработать план действий для осуществления программы или политики

Разработать план действий в соответствии с выбранными на 4 этапе стратегиями.

Определить реальные и измеримые задачи для реализации политики или программы профилактики.

5-й шаг – разработка плана действий

· Подготовка проекта плана действий

· Проведение пробного тестирования

· Начало осуществления плана действий

· Проведение маркетинга программы

· Поиск ресурсов

· Распространение результатов программы

Разработка плана действий начинается уже после того, как была определена и сформулирована проблема. Были поставлены цели и задачи для ее решения, выбраны стратегии для осуществления программы. Для успешной реализации программы должен быть разработан практический план действий с указанием сроков, исполнителей, ожидаемых результатов. 5-й шаг решения проблемы состоит из нескольких этапов. Рабочая группа готовит проект плана действий. Почему проект? Очевидно, что чаще всего при осуществлении программы план приходится пересматривать и улучшать. Для того, чтобы таких изменений в плане было как можно меньше, необходимо провести пробное тестирование программы. Это позволит сразу же выявить определенные недостатки и вовремя их скорректировать. После этого можно начать осуществление плана действий. Чаще всего в программах маркетинг проводится спорадически. Для успеха программы маркетинг должен стать ее неотъемлемой чертой и проводиться постоянно. Поиск ресурсов хоть и стоит на 5 месте в этом списке, но занимает по важности одно из первых мест. Распространение результатов программы завершает один виток осуществления программы и одновременно является началом для следующих действий.

Подготовка проекта плана действий

· Планирование начинается с оценки данных, нужд – шаги 1-3

· Стратегии выбираются на 4-м шаге – выборе приоритетов

· Устанавливаются цели и задачи программы, промежуточные задачи

Планирование было начато с оценки имеющихся данных (чаще всего это данные официальной статистики – смертность) и сбора необходимых данных. Сбор включал проведение эпидемиологических исследований, оценки нужд. Затем после анализа имеющихся данных, их обдумывания, интерпретации нужно разработать стратегии для решения проблемы. Приоритеты были выбраны на 4-м шаге. После выбора стратегии нужно перейти к разработке цели и задач для осуществления той или иной стратегии. Цель – долгосрочные изменения в состоянии здоровья. Задача – краткосрочные изменения, которые можно легко измерить.

Пробное тестирование – часть плана действий.

Пробное тестирование:

- Позволяет выявить недостатки и скорректировать план действий.

- Снижает риск потерять ресурсы, позволяет вовремя сэкономить ресурсы.

- Проводится на небольшой популяции.

- Используются для оценки чаще качественные показатели.

Пробное тестирование является также одним из принципов социального маркетинга. При недостатке ресурсов всегда должно проводиться пробное тестирование.

Маркетинговый план

Что такое социальный маркетинг? Это использование технологии коммерческого маркетинга для анализа, планирования, внедрения и оценки программ, направленных на изменение поведения населения для того, чтобы улучшить их личное благополучие и благополучие общества.

Окончательная задача социального маркетинга – это выгода в интересах человека, общества, на которых мы влияем.

Основной способ улучшения здоровья, благополучия – через изменение поведения (поведенческий бизнес).

Определяющая роль отводится человеку. Ключ к успеху программы находится в руках человека.

Социальный маркетинг для населения: здоровье – товар, потребитель – население. Основная задача – восприятие населением направленных на него действий и изменение поведения.

Социальный маркетинг для партнеров. Основная задача – создание технических возможностей для внедрения программ т продвижение программы для населения.

Маркетинг - элемент научно обоснованной профилактики.

· Чтобы проводить маркетинг программы нужны научные данные.

· Необходимы данные о поведении человека, его интересах, знаниях.

· Нужны данные о результатах программы и т.д.

Данные включают в себя как данные официальной статистики, эпидемиологических исследований, так и данные в основном качественные – о нуждах населения.

Поиск ресурсов.

· Виды ресурсов: консультативная, техническая помощь, кадры, финансовая помощь – прямые и непрямые затраты

· Источники ресурсов: партнеры, спонсоры

· Бюджетное и внебюджетное финансирование

Распространение результатов

· Кому – партнерам, населению, общественности

· Когда – от начала планирования программы до ее окончания

· Пути распространения – СМИ, конференции, симпозиумы, Интернет.

Разработка, планирование и осуществление программ нуждаются в информации, данных о здоровье населения. Результаты программы должны передаваться заинтересованным лицам, организациям, к которым, прежде всего, относится администрация, медицинские работники. На основе данных должно начинаться планирование деятельности.

ШАГ 6. Оценить программу или политику

После изучения, определения проблемы, изучения данных в отечественной и зарубежной литературе, проведения специальных исследований и ревизии имеющихся данных была сформулирована проблема. Все последующие шаги направлены на решение этой проблемы. Были выбраны приоритетные направления для ее решения, т.е. стратегии, группы населения, на которые будет направлена программа, сроки, на которые рассчитана программа. С учетом этих приоритетов был разработан практический план действий, протокол программы. Заключительным шагом является оценка программы, осуществляемой деятельности.

Как правило, оценкой программ или деятельности практически никто не занимается. В основном, используют критерии смертности, заболеваемости. Очевидно, что для изменения этих показателей требуется довольно длительное время. Программы, которые принимаются для исполнения, в основном, носят краткосрочный характер. Цель этого вопроса начать дискуссию об оценке программ.

Планирование оценки должно начинаться с самого начала с разработки программы;

Должно быть разработано руководство для оценки конечных, промежуточных результатов и оценки процесса;

Должна проводиться оценка качественных и количественных показателей;

Оценка должна осуществляться надежными (валидными) методами

Пример: Оценка профилактических программ

Создание системы мониторинга – один из важнейших компонентов оценки эффективности политики или профилактической программы!

Руководство по проведению исследования и оценке результатов

Руководство по оценке процессов

База данных BRFSS в Интернете

Российская база данных в Интернете

База данных международной программы CINDI

Основной вопрос оценки: Достигнуты ли задачи программы? Другими словами это означает "эффективна ли программа?".

Что такое оценка?

"Оценка программ в области здравоохранения представляет собой системный метод приобретения знаний из опыта и использование полученных уроков с целью улучшения текущей деятельности и планирования за счет выбора альтернатив для дальнейшего ее осуществления". "Оценка программ здравоохранения. Руководящие принципы". ВОЗ, Женева, 1981.

Ключевыми словами в данном определении оценки программ, которое предлагает ВОЗ, являются системный метод, опыт, улучшение текущей деятельности и планирование. Таким образом, оценка подразумевает систему мер, использующую опыт для улучшения деятельности. Улучшение текущей деятельности возможно лишь при проведении постоянной оценки на всем протяжении работы. В этом заложен важный подход в оценке – не только оценка конечных результатов, а оценка на протяжении всех этапов планирования, разработки и внедрения программы. Возможность планирования последующих этапов программы возможна лишь при оценке предыдущих этапов действий.

Оценка программ включает:

Периодический обзор

Адекватность в свете реальных обстоятельств ее задач и методов

Запланированные и незапланированные результаты

Оценка программы заключается также в периодическом обзоре деятельности, т.е. оценке внедрения программы и определении адекватности задач и применяемых методов применительно к конкретным условиям. При постановке задач программы необходимо думать над тем, насколько эти задачи достижимы и определимы, т.е. измерены.

В принципе оценка программы начинается на этапе определения проблемы с изучения исходной ситуации, которая включает анализ имеющихся данных смертности, распространенности заболевания или факторов риска. Этот этап включает также анализ имеющихся ресурсов – технических, кадровых, функциональных, финансовых. При стратегическом планировании и разработке практического плана действий необходимо определить промежуточные и конечные результаты программы, которые должны быть достигнуты. Обязательно должны быть указаны сроки оценки. Так, для оценки промежуточных результатов могут быть месяцы, а для оценки конечных результатов - годы, десятилетия.

Типы оценки на основе принятия решений

Диагностическая (diagnostic) оценка

Формативная (formative) оценка

Заключительная (summative) оценка

Если попытаться дать классификацию оценки, то можно говорить о типах оценки, которые разделяют оценки по времени ее проведения. Так, диагностическая оценка или постановка общественного диагноза проводится на стадии изучения проблемы. Диагностическая (diagnostic) оценка является оценкой нужд, определением групп, на которые будет направлено вмешательство. Осуществляется на этапе изучения ситуации и планирования. Формативная или образующая оценка проводится на стадии внедрения. Заключительная оценка проводится в конце программы. Эта классификация основана на принятии решений. При постановке общественного диагноза мы планируем основные стратегии развития программы, разрабатываем план действий. При проведении формативной оценки мы принимаем решения об изменении текущей деятельности, корректируем действия и задачи. При заключительной оценке мы подводим итог деятельности и от этого зависит наше решение по продолжению программы, ее изменению или отмене.

Уровни оценки

Оценка процессов (process evaluation)

Оценка воздействия (impact evaluation)

Оценка конечных результатов (outcome evaluation)

Классификация оценки по уровням указывает что оценивается: процесс, промежуточный результат или конечный результат. Соответственно и вопросы, на которые отвечает каждый уровень оценки различны.

Оценка процессов (process evaluation) отвечает на вопрос "Что делается? Для кого? И Как?"

Оценка воздействия (impact evaluation) отвечает на вопросы "Какие результаты получены при внедрении программы? Какие наиболее быстрые результаты получены и как их можно распространить?"

Оценка конечных результатов (outcome evaluation) достигнуты ли запланированные цели и произошли ли изменения в смертности, заболеваемости, качестве жизни.

Требования к данным, которые используются для оценки программы

Надежность, достоверность данных – степень, в которой результаты могут быть повторены.

Валидность, обоснованность – степень, в которой метод измеряет то, что должен измерять. 2 вида – внутренняя и внешняя обоснованность

При любой оценке программы одним из ключевых вопросов является надежность или достоверность данных, а также их валидность или обоснованность. Достоверность данных отвечает на вопрос "будут ли получены такие же результаты при повторном их измерении?". Обоснованность отвечает на вопрос "в какой степени применяемый для оценки метод измеряет то, что должен измерить?". Обоснованность может быть внутренней, когда данные обоснованны для данной популяции. Внешняя обоснованность указывает на обоснованность данных в других условиях или в другой популяции.

Изучение исходной ситуации – диагностическая оценка

Ревизия данных официальной статистики

Ревизия имеющихся данных и сбор дополнительных эпидемиологических данных

Оценка нужд и существующей практики

Оценка ресурсов – технических, кадровых, функционально-структурных

Оценка нужд профилактики в обществе

Инновационный подход

Один из принципов социального маркетинга

Качественная оценка

Оценка нужд изучает такие вопросы как отношение населения, профессиональных групп, ключевых лиц к проблеме, организационно-функциональные возможности медицинской службы.

Она может проводиться на случайной выборке, в фокусных группах, с помощью индивидуальных интервью.

Оценка процессов развития программы (формативная оценка)

Отвечает на вопросы "Что делается? Для кого? И Как?"

Позволяет скорректировать действия

Проводится через короткие промежутки времени

Показатели для оценки – число вовлеченных врачей, наличие курсов по профилактике, посещаемость курсов, число публикаций, структурные изменения в медицинской службе.

Оценка влияния – оценка промежуточных результатов

Отвечает на вопросы "Какие результаты получены при внедрении программы? Какие наиболее быстрые результаты получены и как их можно распространить?"

Происходит изменение поведения

Показатели для оценки – изменения в знаниях, отношении, привычках, умении.

Оценка конечных результатов программы

Каждый проект/программа имеет конкретные задачи, цели

В какой степени достигнуты эти задачи позволяет сказать конечная оценка

Что оценивается – смертность, заболеваемость, факторы риска

Экономическая эффективность программы - затраты

Прямые – медицинские, немедицинские затраты, неформальные затраты, затраты времени пациента

Непрямые – потери вследствие заболевания и смерти

Организация оценки программы

Концептуальная модель

Исходная ситуация

Стратегии для достижения задач

Конечные и промежуточные результаты

Показатели оценки

Протокол оценки

Инструменты для мониторирования показателей.

 

Уточнить концептуальную модель, цели и задачи, уровень внедрения проекта;

Определить ресурсы, исходную ситуацию, нужды;

Определить стратегии и процессы для достижения задач проекта;

Определить конечные и промежуточные результаты проекта, подобрать показатели оценки;

Подготовить протокол оценки с указанием сроков ее проведения;

Подготовить инструменты (опросники, карты, таблицы) для мониторирования показателей. 

Кто должен оценивать программу

Население - принцип социального маркетинга

Лица, практически осуществляющие программу - врачи, медицинские сестры, учителя

Лица, организующие программу

Ресурсодатели, спонсоры

Заключение.

Стратегии, модели и методы укрепления здоровья не ограничиваются какой-либо одной возрастной группой и одной проблемой здравоохранения, а относятся ко всему населению. Помимо усилий со стороны системы здравоохранения, важную роль в этом должны играть меры, направленные на улучшение образования, охраны окружающей среды, развитие местных общин, политики и законодательства.

Конечной целью территориальных демонстрационных программ является распространение интегральных мер вмешательства по всей территории края. Международный опыт изучения процесса разработки и осуществления политики в отношении НИЗ показал, что большинство программ начиналось на уровне демонстрационного района. Постепенно действия расширялись до регионального и общенационального уровня.

Например, в Финляндии проект "Северная Карелия" был демонстрацией осуществимости предупреждения сердечно-сосудистых и других хронических заболеваний среди местного населения. Потребовалось около десяти лет, чтобы этот проект превратился в программу, действующую по всей Финляндии.

В качестве одной из ключевых стратегий вмешательства на первый план выходит распространение опыта осуществления программы. Изучение и передача опыта позволяет распространить эффект от работы, проводимой на местном уровне, на весь регион и делает эту работу чрезвычайно актуальной на общенациональном уровне. Переход от местных (мунициапльных) демонстрационных проектов к распространению опыта в первую очередь требует определенного уровня финансирования, подготовленных кадров, наличия соответствующей политики как администрации так и медицинского сообщества, поддержки со стороны населения в целом партнеров …

Для того, чтобы оказывать эффективное воздействие, программы борьбы с НИЗ должны достичь "профилактической дозы": осуществлять правильное вмешательство для достаточного количества людей с достаточной продолжительностью и нужной интенсивностью.

Несмотря на существующие трудности профилактики НИЗ, службам здравоохранения необходимо усилить свою деятельность по профилактике заболеваний. Это обосновано тем, что только улучшение диагностики и лечения НИЗ сопровождается увеличением числа больных (так как полностью избавиться от этих заболеваний невозможно), а, следовательно, и к увеличению затрат на здравоохранение. Этот порочный круг можно разорвать с помощью профилактики заболеваний.

"Пришло время изменить концепцию здравоохранения в России, признав ограниченность чисто медицинского подхода и огромное значение социальных и экономических факторов, влияющих на здоровье, включая ответственность людей за их собственное здоровье и ответственность правительства за создание условий, делающих возможным для населения выбор более здорового образа жизни". Всемирный банк, 2005г.

Список литературы

  1. Базовая терминология для специалистов, занимающихся социально-гигиеническим мониторингом. Составитель - Сухарев А.Г., Москва, 1994.
  2. Гигиеническое воспитание. Терминологический словарь. Составители Любарская Л.Я., Фокина О.А., Москва, 1992.
  3. Глоссарий терминов, используемых в серии "Здоровье для всех", N°N° 1-8. – Женева: ВОЗ, 1984, - 42  
  4. Задачи по достижению здоровья для всех. Европейская политика здравоохранения, Европейское региональное бюро ВОЗ, Копенгаген, 1991.
  5. Здоровье –21. Глоссарий терминов. ВОЗ, Женева, 1998.
  6. Измерение различий в состоянии здоровья, обусловленных социально-экономическими факторами. Anton E.Kunst, Johan P. Mackenbach. Европейское бюро ВОЗ, 1996.
  7. К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний: приоритет - основные неинфекционные заболевания. Москва, 1994.
  8. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. Р.Флетчер, С.Флетчер, Э.Вагнер. Пер.с англ. под ред. С.Е.Бащинского и С.Ю.Варшавского, Москва, Медиа Сфера, 1998.
  9. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. N° 1202-р.
  10. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр, ВОЗ, Женева, 1995.
  11. Новое общественное здравоохранение: введение в современную науку. Т.Г.Тульчинский, Е.А.Варавикова, Иерусалим, 1999 г.
  12. Окружающая среда и охрана здоровья. Европейская хартия и комментарии. Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 1990 (Региональные публикации, Европейская серия N° 35).
  13. Основы менеджмента. М. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури. Пер. с англ., Москва, "Дело", 1992.
  14. Политика и стратегия профилактики сердечно-сосудистых заболеваний в контексте реформ здравоохранения в России, Москва, 1997.
  15. Положение о социально-гигиеническом мониторинге. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2000 г. N° 426.
  16. Принципы построения программы, мониторинг здоровья, методы оценки. Региональная стратегическая программа. Протокол. О.Ф.Калев, Э.Г.Волкова СИНДИ-Челябинск. Уралимпэкс, Челябинск,1996.
  17. Проблемы теории и практики здравоохранения в переходный период и пути их решения. Комаров Ю.М. НПО "Медсоцэкономинформ" Москва 1999 г.
  18. Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья. Под редакцией Р.Калима, М.А. Эльбатова, К.Л.Купера, ВОЗ, Женева, 1989.
  19. Развитие общественного здравоохранения в Европейском регионе. ВОЗ ЕРБ, Европейский региональный комитет, 48-ая сессия, Копенгаген, 1998.
  20. Руководство по профилактике в практическом здравоохранении. СИНДИ., Москва, 2000.
  21. Сборник резолюций и решений Всемирной ассамблеи здравоохранения и Исполнительного комитета. – том 2, 1974-1984 гг. – Женева, ВОЗ, 1985 г., стр. XYI.
  22. Социальная философия. В.А. Демичев, В.Н.Демичева. Институт бизнеса и политики. Москва, 1998.
  23. Формирование системы терминов и определений: общественное здоровье и организация здравоохранения. Жуковский Г.С., Мартынчик С.А., Худяков М.Б., Трапезин В.Е. – Здравоохранение. – 2000 г. - N°8 – 35-41.

 


 

Приложение 1

Укрепление здоровья и профилактика заболеваний

(ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сохранение и укрепление здоровья, а также профилактика заболеваний и других нарушений здоровья – это сфера деятельности не только сектора здравоохранения, но и политики, законодательства, производства, охраны окружающей среды.

Известно, что терминология в области укрепления здоровья и профилактики заболеваний содержит множество понятий, заимствованных из других стран и смежных дисциплин (социологии, образования, психологии, науки об управлении, экологии, экономики и др.). Это приводит к тому, что, используя в своей работе одни и те же термины, различные специалисты вкладывают в них совершенно разный смысл. Кроме того, существующие по данному направлению словари, нередко дают различную трактовку понятий, в ряде случаев устаревших и трудно применимых в практической деятельности.

Разработка единой терминологии по проблеме укрепления здоровья и профилактики заболеваний чрезвычайно актуальна и важна, особенно в период реформирования многих областей деятельности, включая систему здравоохранения и необходима для совершенствования подготовки специалистов в области общественного здравоохранения.

Унификация и упорядочение понятийного аппарата по данной проблеме, несомненно, будет способствовать созданию "общего языка" специалистов и всех лиц, принимающих участие в решении проблемы сохранения, укрепления и восстановления здоровья, профилактики заболеваний.

В словарь включены основные термины и понятия, относящиеся преимущественно к проблемам укрепления здоровья и профилактики заболеваний в сфере деятельности первичной медико-санитарной помощи. Уточнения терминологии требует и переход системы здравоохранения Российской Федерации на использование МКБ-10 и наличие в ней класса XXI (Z00-Z99) "Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения", что может стать практическим инструментом для формирования объема и качества профилактической деятельности

Термины и понятия.

Адаптация (Adaptation) – активный процесс приспособления к окружающей среде, направленный на формирование и сохранение возможного оптимального баланса между субъектом, его внутренним состоянием и окружающей его внешней средой.

Безопасные условия для человекасостояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.

Благоприятные условия жизнедеятельности человека (Healthy life conditions) - состояние среды обитания, при котором возможно достижение оптимального качества жизни, адаптации, отсутствует или сведено к минимуму воздействие вредных или неблагоприятных факторов на человека.

Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека, либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.

Гигиенические навыки (Healthy skills) – умения, основанные на овладении гигиеническими знаниями о здоровом образе жизни и правильном их использовании и закрепленные в результате обучения, опыта и многократного повторения и характеризующиеся способностью совершать действия, направленные на сохранение, укрепление и восстановление здоровья.

Гигиеническое воспитание и обучение (Health education) – это система образования, включающая в себя комплексную просветительную, обучающую и воспитательную деятельность, направленную на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование общей гигиенической культуры, закрепление гигиенических навыков, создание мотивации для ведения здорового образа жизни как отдельных людей, так и общества в целом.

Группа риска (Risk group) – группа лиц с наличием различных факторов риска возникновения заболеваний, травм и другие нарушений здоровья, в которой должно планироваться проведение профилактического вмешательства.

Группа высокого риска (High risk group) – группа лиц с высокой вероятностью развития отклонений в состоянии здоровья, заболеваний, травм, их неблагоприятного течения и исходов вследствие воздействия различных факторов риска - наследственных, социально-экономических, профессиональных, экологических, поведенческих и др. (см. класс XXI МКБ-10).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзорэто деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Здоровый образ жизни (Healthy life style) – категория общего понятия "образ жизни", включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.

Здоровье (Health) – согласно Уставу ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав ВОЗ, 1948). ВОЗ провозглашен принцип, что "обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека".

Примечание: Это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном или индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний (на индивидуальном уровне) или процесс снижения уровней смертности, заболеваемости и инвалидности (на популяционном уровне) и повышения ощущаемого уровня здоровья. Здоровье общества следует рассматривать как ресурс национальной безопасности, средство, позволяющее людям жить благополучной, продуктивной и качественной жизнью. Здоровье рассматривается ВОЗ как одно из основных прав человека. Все люди должны иметь доступ к необходимым для обеспечения здоровья ресурсам.

Здоровье для всех (Health for all) – направление политики ВОЗ по достижению всеми людьми мира такого уровня здоровья, который позволил бы им вести активную производственную, социальную и личную жизнь. "Основная социальная задача правительств и ВОЗ в предстоящие десятилетия, достижение всеми жителями Земли такого уровня здоровья, который позволит им жить продуктивно в социальном и экономическом плане" (цит. ВОЗ).

Примечание: В Европейском регионе принят документ "Здоровье-21: основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе". Здоровье для всех интерпретируется различно в каждой стране в зависимости от социальных и экономических характеристик, состояния здоровья и показателей смертности населения, статуса и уровня развития систем охраны здоровья и здравоохранения.

Здоровье населения (Health of the nation) - это медико-демографическая и социальная категория, отражающая физическое, психическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей.

Примечание Здоровье населения - совокупность индивидуальных уровней здоровья, которая количественно характеризует общественное здоровье, жизнеспособность общества и прогноз его дальнейшего социально-экономического развития.

Здоровье психическое (Mental health) - состояние, характеризующееся динамическим процессом психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.

Здоровье сексуальное (Sexual health) - способность к удовлетворяющим сексуальным отношениям и к реализации репродуктивной функции организма.

Здоровье физическое – состояние, характеризующееся уровнем физического развития, физических возможностей и адаптационных способностей отдельных индивидуумов, групп людей и общества в целом, обеспечивающее достижение качества жизни, благополучия общества и обеспечивающее сохранение и укрепление общественного здоровья.

Качество жизни (Life quality) – категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического и социального благополучия и самореализации.

Примечание: Термин "качество жизни" вошел в обиход в тех развитых обществах, где все основные материальные блага являются широко доступными. Определение ВОЗ (1999): Качество жизни – оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические. эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации.

Индикаторы качества профилактической медицинской помощи (Quality indicators of the preventive health care) - характеристики, которые могут применяться для оценки качества профилактической медицинской помощи, на основе которых могут быть разработаны показатели и критерии оценки.

Примечание: характеристиками качества являются:

Наличие и доступность (availability): Перечень и полнота профилактических медицинских услуг, применяемых в деятельности медицинского учреждения (подразделения, специалиста и пр.), возможности их получения пациентом в удовлетворяющих его условиях (временных, территориальных, экономических и пр.).

Адекватность (appropriateness, adequacy): Соответствие профилактических научно-обоснованных мер, услуг, технологий и используемых ресурсов поставленным целям укрепления здоровья и профилактики в деятельности медицинского учреждения (подразделения, специалиста и пр.).

Оптимальность (optimal): Соответствие профилактических медицинских услуг стандартам или протоколам и нормам этики.

Преемственность и непрерывность(continuity):
Реализация профилактической деятельности, обеспечивающая взаимодействие и координацию в работе медицинских и иных учреждений, отдельных специалистов (алгоритмы профилактической деятельности).

Действенность (efficacy): Сила воздействия медицинских профилактических, методик, технологий, препаратов.

Результативность (effectiveness): Достижение изменений в состоянии здоровья и адаптации при применении научно-обоснованных профилактических мероприятий в реальных практических условиях.

Эффективность (efficiency): Отношение экономических и иных ресурсных затрат к результату.

Способность удовлетворять потребность (satisfaction): Соответствие профилактической медицинской помощи ожиданиям общества и пациента.

Качество профилактической медицинской помощи (Preventive Health Care Quality) – совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказания профилактической медицинской помощи имеющимся потребностям, ожиданиям пациента и общества, современному уровню медицинской науки и медико-профилактических технологий.

Примечание: качество профилактической медицинской помощи характеризуется:

  • Адекватностью (appropriateness, adequacy) мер, технологий и используемых ресурсов поставленным целям укрепления здоровья и профилактики заболеваний;
  • Безопасностью (safety) применяемого профилактического медицинского вмешательства;
  • Действенностью (efficacy) применяемого профилактического медицинского вмешательства;
  • Наличием и доступностью (availability and accessibility) требуемого вида профилактических медицинских услуг;
  • Оптимальностью (optimal) оказываемых профилактических медицинских услуг;
  • Постоянным совершенствованием (improvement).
  • Преемственностью и непрерывностью (continuity) процесса образования и оздоровления пациентов в системе здравоохранения;
  • Результативностью (effectiveness) применяемого профилакти-ческого медицинского вмешательства;
  • Своевременностью (timely)
  • Способностью удовлетворять потребность (satisfaction) отдельных пациентов, групп и всего населения в профилактической деятельности.
  • Стабильность процессов и результатов ( Stability)
  • Эффективностью (efficiency) применяемого профилактического медицинского вмешательства.

Оценка качества профилактической медицинской помощи требует разработки индикаторов и критериев.

Медицинская профилактическая услуга (preventive health service) – мероприятия или комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость и направленных на профилактику заболеваний, их своевременную диагностику и оздоровление.

Примечание: Характеристика и перечень профилактических услуг для практического здравоохранения приведен в классе XXI МКБ-10.

Виды медицинских профилактических услуг:

  • профилактическое консультирование (гигиеническое обучение и воспитание) отдельных индивидуумов (класс XXI, Z70-Z76, МКБ-10)
  • профилактическое консультирование (гигиеническое обучение и воспитание) групповое (см. класс XXI, Z70-Z76, МКБ-10)
  • профилактические медицинские осмотры с целью выявления ранних форм заболеваний и факторов риска и проведение оздоровительных мероприятий (см. класс XXI, Z00-Z13, МКБ-10).
  • Иммунизация (вакцинопрофилактика) (класс XXI, Z20-Z29, МКБ-10).
  • Диспансеризация (диспансерное наблюдение и оздоровление)
  • Профилактические оздоровительные услуги (занятия различными видами физической культуры, санаторно-курортное оздоровление, физиотерапевтические медицинские услуги, массаж и др.)

Медицинская профилактическая услуга простая (simple preventive health service) – неделимая услуга, выполняемая по формуле "пациент"+"специалист" = "один элемент профилактики, диагностики, оздоровления".

Мониторинг социально-гигиенический (socio-hygienic monitoring) – государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

Мотивация к формированию потребности в здоровье (health motivation) – побуждение индивидуумов к действиям, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, профилактику заболеваний и других нарушений здоровья.

Общественное здоровье (Public Health as resource) – медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности. Общественное здоровье обусловлено комплексным воздействием социальных, поведенческих и биологических факторов, его улучшение будет способствовать увеличению продолжительности и качества жизни, благополучия людей, гармоничному развитию личности и общества. Характеризуется различными показателями, в том числе количественно измеряется показателями здоровья населения (см. Здоровье населения).

Общественное здравоохранение (Public Health as system) - система научных и практических мер и обеспечивающих их структур медицинского и немедицинского характера, деятельность которой направлена реализацию концепции охраны и укрепления здоровья населения, профилактику заболеваний и травм, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности посредством объединения усилий общества.

Примечание: относится к системе охраны здоровья и также как и здравоохранение рассматривается как система жизнеобеспечения населения.

Отношение к здоровью позитивное (positive health attitude) – относительно стабильная позиция, установка (индивида, социальной группы, общества в целом) на оздоровление образа жизни, изменения привычек, вредных для здоровья, формирование условий для достижения оптимального уровня здоровья. Отражает познавательность, эмоциональную и психологическую готовность к изменениям, направленным на оздоровление, восстановление здоровья. Один из важнейших компонентов и целей профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

Примечание: Отношение к здоровью рассматривается как этап формирования мотивации, готовности к изменениям в поведении в сторону оздоровления. Оценка отношения к здоровью осуществляется с применением статистических, экспертных и социологических методов исследования.

Охрана здоровья (син. защита здоровья, в англоязычных странах – близко к термину общественное здравоохранение) (health protection) – совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, семьи и общества в целом, поддержание активной долголетней жизни, предоставление медицинской лечебно-профилактической помощи.

Питание здоровое (Healthy nutrition) – питание, обеспечивающее удовлетворение научно-обоснованных потребностей различных групп населения в рациональном питании с учетом традиций, привычек и основанное на потреблении разнообразных продуктов питания, способствующих укреплению здоровья и профилактике заболеваний. В применении к индивидуумам здоровое питание рассматривается как синоним рационального питания (см. рациональное питание).

Примечание: Понятие здорового питания, с позиции ВОЗ, ассоциируется с такими видами деятельности, как политика в области производства пищевых продуктов, продовольственной безопасности, удовлетворенности жизненно важными питательными компонентами, обучения населения.

Питание избыточное (overeating) – чрезмерное, систематическое потребление продуктов питания (например, соли, жира, сахара, алкоголя и др.) или не соответствующего физическим затратам энергетически емкого пищевого рациона, способствующее возникновению многих социально-значимых хронических неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, бронхо-легочной системы, болезней обмена веществ, злокачественных новообразований, болезней опорно-двигательного аппарата и др.).

Питание лечебное (curative nutrition, diet)- пищевые рационы и режим питания для людей с различными заболеваниями.

Питание недостаточное (lack food) – недостаточное (количественно или качественно) потребление пищевых веществ либо отдельных компонентов, недостаточная калорийность пищевого рациона, необходимого для жизнеобеспечения в соответствии с физиологической потребностью.

Питание рациональное (rational nutrition) - физиологически полноценное питание людей с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов, которое способствует сохранению здоровья, повышению сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, высокой физической и умственной работоспособности, а также активному долголетию.

Примечание: Основные принципы рационального питания.:

  • энергетическое равновесие пищевого рациона (соответствие энергозатрат энергопотреблению),
  • сбалансированность пищевого рациона по основным компонентам (белки, жиры, углеводы, микроэлементы, витамины),
  • режим и условия приема пищи.

Поддержка (продвижение) здоровья (Health promotion) – термин принят за рубежом, в Российской Федерации это понятие определяется как "укрепление здоровья" (см. Укрепление здоровья).

Программный цикл (program cycle) – процесс формирования и реализации профилактических программ, включающий в себя четыре основных компонента: анализ; планирование; реализацию; оценку. Компоненты программного цикла применимы в различных областях здравоохранения, а также в других секторах деятельности.

Примечание: компоненты программного цикла профилактических программ заключаются в следующем:

  • Анализ (Analysis) - начальный компонент программного цикла, включает в себя процесс изучения состояния здоровья населения, условий и факторов, влияющих на его формирование, и потенциальных возможностей для укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
  • Планирование (Planning) - компонент программного цикла, осуществляемый после анализа и включающий процесс выбора приоритетов, целей и задач, путей и средств реализации, необходимых для их достижения, прогнозирования ресурсных и иных затрат и результатов.
  • Реализация (Implementation) – компонент программного цикла, включающий в себя комплекс политических, законодательных и организационно-технологических мероприятий по выполнению профилактической программы.
  • Оценка (Еvaluation) - компонент программного цикла, динамический процесс, направленный на определение эффективности мер, предусмотренных программой. Включает оценку планирования, хода реализации и полученных результатов. Составная часть процесса управления профилактической программой.

Профилактика заболеваний (Diseases Prevention) – система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий.

Примечание: Система профилактических мер, реализуемая через систему здравоохранения, классифицируется как медицинская профилактика. Медицинская профилактика по отношению к населению определяется как индивидуальная - профилактические мероприятия, проводимые с отдельными индивидуумами, групповая - профилактические мероприятия, проводимые с группами лиц, имеющих сходные симптомы и факторы риска (целевые группы), и популяционная (массовая) - профилактические мероприятия, охватывающие большие группы населения (популяцию) или все население в целом. Популяционный уровень профилактики, как правило, не ограничивается медицинскими мероприятиями – это коммунальные программы профилактики или массовые кампании, направленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний. По определению ВОЗ стратегия профилактики заболеваний может быть массовой или популяционной, высокого риска. Оптимальным является сочетание этих стратегий.

Профилактика первичная (Primary prevention) – комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, общих для всего населения отдельных региональных, социальных, возрастных, профессиональных и иных групп и индивидуумов.

Примечание: первичная профилактика может включает в себя различные компоненты:

  • Принятие мер по снижению влияния вредных факторов на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, уровня психосоциального стресса и других, влияющих на качество жизни), проведение экологического и санитарно-гигиенического скрининга.
  • Формирование здорового образа жизни, в том числе:
    • создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии всех негативных факторов на здоровье возможностях его снижения;
    • санитарно-гигиеническое воспитание;
    • снижение распространенности курения и потребления табачных изделий, снижение потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств;
    • привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
  • Меры по предупреждению развития соматических и психических заболеваний и травм, том числе профессионально обусловленных, несчастных случаев, инвалидизации и смертности от неестественных причин, дорожно-транспортного травматизма и др.
  • Выявление в ходе проведения профилактических медицинских осмотров вредных для здоровья факторов, в том числе и поведенческого характера, для принятия мер по их устранению с целью снижения уровня факторов риска. Виды осмотров:
    • при приеме на работу или поступлении в учебное заведение;
    • при приписке и призыве на воинскую службу;
    • для экспертизы допуска к профессии, связанной с воздействием вредных и опасных производственных факторов либо с повышенной опасностью для окружающих;
    • для раннего выявления социально-значимых заболеваний, таких как онкологические, сердечно-сосудистые, туберкулеза и др.;
    • так называемых осмотров декретированных контингентов (работников общественного питания, торговли, детских учреждений и т.д.) с целью предупреждения распространения ряда заболеваний;
  • Проведение иммунопрофилактики различных групп населения.
  • Оздоровление лиц и контингентов населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов с применением мер медицинского и немедицинского характера.

Профилактика вторичная (secondary prevention) - комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических и психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний, ограничений жизнедеятельности, вызывающих дезадаптацию больных в обществе, снижения трудоспособности, в том числе инвалидизации и преждевременной смертности.

Примечание: вторичная профилактика включает в себя:

  • Целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индиви-дуальное и групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний.
  • Проведение диспансерных медицинских осмотров с целью оценки динамики состояния здоровья, развития заболеваний для определения и проведения соответствующих оздоровительных и лечебных мероприятий.
  • Проведение курсов профилактического лечения и целевого оздоровления, в том числе лечебного питания, лечебной физкультуры, медицинского массажа и иных лечебно-профилактических методик оздоровления, санаторно-курортного лечения.
  • Проведение медико-психологической адаптации к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.
  • Проведение мероприятий государственного, экономического, медико-социального характера, направленных на снижение уровня влияния модифицируемых факторов риска, сохранение остаточной трудоспособности и возможности к адаптации в социальной среде, создание условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности больных и инвалидов (например: производство лечебного питания, реализация архитектурно-планировочных решений и создание соответствующих условий для лиц с ограниченными возможностями т.д.).

Профилактическая программа (Preventive program) – систематизированное изложение основных целей, задач, направлений деятельности по профилактике заболеваемости, сохранению и укреплению здоровья.

Примечание. Профилактические программы могут быть общими или целевыми, включают в себя обоснование и перечень мероприятий по реализации поставленных задач, сроки и условия реализации, исполнителей, ресурсную потребность, ожидаемый результат, а также системы управления, контроля и оценки. Процесс формирования и реализации программ включает в себя полный программный цикл.

Профилактические медицинские осмотры (screening)– вид медицинских услуг, направленных на выявление и оценку влияния различных факторов риска, отклонений в состоянии здоровья и заболеваний с целью проведения последующих оздоровительных мероприятий.

Примечание: Виды медицинских осмотров (см. класс XXI, Z00-Z13, МКБ-10, стр. 514-524, том 1, часть 2).

Реабилитация (восстановление здоровья) (rehabilitation) - комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, утраченных функций, с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса. Синоним используемого за рубежом понятия третичная профилактика.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (preventive activities) - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

Стратегии профилактики (preventive strategy) – основные направления действий, предпринимаемых для достижения целей профилактических программ, направленных на все население или отдельные целевые группы (популяционная и высокого риска).

Укрепление здоровья (Health promotion) – это процесс, позволяющий людям повысить контроль за своим здоровьем, а также улучшить его (ВОЗ, 1986, Оттавская Хартия укрепления здоровья). Лежит в основе разработки и формирования политики и стратегии государства и общества, направленной на улучшение состояния здоровья населения и повышение качества жизни (син. Поддержка, продвижение здоровья).

Примечание: В соответствии с концепцией ВОЗ, укрепление здоровья – это процесс создания возможности усиления контроля общества и индивидуумов над факторами, определяющими здоровье, что должно позволить достичь устойчивых результатов в его улучшении. Основными принципами укрепления здоровья считаются: убежденность лиц, принимающих решения, межсекторальное сотрудничество (сочетание ресурсов), ориентация на граждан, участие местного сообщества (не только для людей, но вместе с людьми).

Факторы риска (Risk factors) - потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.

Факторы среды обитаниябиологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) климатические, и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

Физическое воспитание – один из аспектов воспитания, включающий в себя всестороннее развитие физических способностей, формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, соответствующих здоровым потребностям отдельных людей и общества.

Физическое развитие – процесс развития физических качеств и способностей, характеризующихся как антропометрическими данными, так и возможностями индивидуума к выполнению физических нагрузок с учетом возрастно-половых и профессиональных особенностей.

Школа общественного здравоохранения (School of public health) – организационная форма подготовки медицинских и немедицинских специалистов (педагогов, социальных работников, администраторов, журналистов и пр.) по проблемам общественного здоровья/здравоохранения, преимущественно на последипломном уровне.

Примечание: Термин "Школа общественного здравоохранения" в настоящее время не является устоявшимся и зависит от перевода термина. Встречается "школы общественного здоровья и здравоохранения", "школы общественного здоровья". Это направление деятельности предполагают наличие системы подготовки преподавателей и обучающих организаций, наличие унифицированных целевых программ подготовки специалистов с учетом контингента обучаемых, учебно-методической литературы и иного информационного обеспечения.

Школы (клубы) для пациентов и лиц с факторами риска, син. школы здоровья (school of health, school of patients) – организационная форма обучения целевых групп населения по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья.

Примечание: Школы здоровья для различных целевых групп (больные и члены их семей, лица с факторами риска, и др.) организуются в форме постоянно действующего интерактивного общения, например: - "коронарные клубы", "школы больных с сахарным диабетом", "школы больных астмой", "школы гипертоников" и пр. Школы пациентов (здоровья) предполагают наличие унифицированных программ подготовки преподавателей и обучаемых, наличие соответствующего информационного обеспечения.

Эффективность профилактической деятельности (preventive activites efficiency) – отношение затрат на оказание профилактических медицинских услуг к полученному результату, определяющемуся положительным медицинским, социальным и экономическим балансом.

 Горячев А.А. врач-методист организационно-методического отдела ГУЗ "Центр медицинской профилактики" департамента здравоохранения 

Опрос

Физическая активность в моей жизни

Регулярно выполняю упражнения утренней гимнастики
 
Занимаюсь в спортивной секции
 
Посещаю фитнес-клуб
 
Занимаюсь в группе здоровья (лечебная физкультура)
 
Активно двигаюсь не менее 30 минут ежедневно (прохожу не менее 10000 шагов в день).
 
Двигаюсь менее 30 минут в день (длительное время провожу в сидячем или лежачем положении).
 

ЦСМ ФМБА России     Министерство здравоохранения РФ     ГНИЦ профилактической медицины     Администрация Краснодарского края     Министерство здравоохранения Краснодарского края

© 2011-2013 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр медицинской профилактики" министерства здравоохранения Краснодарского края
 
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Rambler's Top100 Создание сайта: Интернет-Имидж