Контакты Карта сайта Структура учреждения
Версия для слабовидящих      
Распечатать страницу
Горячая линия

8-800-100-61-41

Вы можете записаться на бесплатный прием в Центр здоровья, а также получить консультации по вопросам:

  • здорового питания
  • физической активности
  • отказа от табака
  • рисков потребления алкоголя
  • профилактики факторов риска хронических неинфекционных заболеваний

Центры здоровья
Проекты и программы

Проекты и программы

Методические рекомендации "Особые дети"

Методические рекомендации составлены авторским коллективом государственного учреждения здравоохранения Центр медицинской профилактики департамента здравоохранения Краснодарского края: главным врачом,  к.м.н., Ротаренко А.С., педагогом-психологом Петриченко М.Н.

В последнее время психологу все чаще и чаще приходится отвечать на вопросы родителей и педагогов: что делать, если: ребенок дерется, боится отвечать у доски, ему трудно учиться, он не может усидеть на месте и 10 минут…?

Количество таких вопросов неуклонно растет. Наверное, потому, что в наше трудное время родители не всегда имеют возможность и время заняться ребенком, и проблемы нарастают одна за другой, как снежный ком. А может, причина кроется в том, что на прилавках книжных магазинов появилось много литературы, повествующей о том, как воспитывать детей, и многие папы и мамы, став более "грамотными", потянулись к специалистам, чтобы квалифицированно решить проблему…

А может, это просто дети стали такими "трудными"? Вот раньше… и трава была зеленее, и солнце светило ярче, и детки были такими румяненькими, послушненькими, в розовых рюшечках и оборочках. А вот нынче…

В общем, причин возрастающего спроса на услуги психолога много. Чаще всего звучат вопросы об агрессивности, гиперактивности, т.к. именно эти категории детей беспокоят родителей и педагогов. А вот тревожные дети не доставляют особых хлопот взрослым, на них редко обращают внимание, и они могут остаться в тени, даже обладая недюжинными способностями. Ну и поскольку в настоящее время существует тенденция к увеличению количества аутичных детей и детей с аутистическими чертами, необходимо ознакомить педагогов и родителей с особенностями их развития.

Только при своевременной квалифицированной помощи мы можем помочь этим детям адаптироваться в коллективе сверстников, а не стать изгоем в обществе.

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический вред людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.) (Психологический словарь, 1997).

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Детерминанты агрессии: социальные (фрустрация, вербальное и физическое нападение, подстрекательство). Внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух), индивидуальные (личность, установки, гендер).

Виды агрессии:

1. Физическая агрессия (физическое действие против кого-либо)

2. Раздражение (вспыльчивость, грубость)

3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.)

4. Косвенная агрессия: направленная (сплетни, злобные шутки);

ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.д.);

негативизм (оппозиционная манера поведения).

Критерии агрессивности (схема наблюдений за ребенком)

Ребенок:

1.Часто теряет контроль над собой.

2.Часто отказывается выполнять правила.

3.Часто спорит, ругается с взрослыми.

4.Часто специально раздражает людей.

5.Часто винит других в своих ошибках.

6.Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7.Часто завистлив, мстителен.

8.Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей, взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течении не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1.Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

2.Быть внимательным к потребностям и нуждам ребенка.

3.Наказания не должны унижать ребенка.

4.Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

5.Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6.Давать возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7.Развивать способность к эмпатии (сопереживанию).

8.Обучать способам распознавания собственного эмоционального состояния и окружающих сверстников и взрослых.

9.Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10.Обучать навыкам адекватного реагирования в конфликтных ситуациях.

11.Учить брать ответственность на себя.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ) ГНЕВА

1. Громко спеть любимую песенку.

2. Пометать дротики в мишень.

3. Попрыгать на скакалке.

4. Используя "стаканчик для криков", высказать все свои отрицательные эмоции.

5. Пускать мыльные пузыри.

6. "Побомбить" пластмассовые игрушки в ванне, наполненной водой.

7. Устроить "бой" с боксерской грушей.

8. Пробежать несколько кругов вокруг дома.

9. Погоняться за кошкой (собакой).

10. Постирать белье.

11. Отжаться от пола максимальное количество раз.

12. Устроить соревнование "Кто громче крикнет", "Кто выше прыгнет", "Кто быстрее пробежит".

13. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

14. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркать рисунок.

15. Слепить из пластилина фигурку обидчика и сломать ее.

16. Полить цветы.

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматриваются как личностное образование и (или) как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Часто смешивают понятие "тревога" и "тревожность". Однако это совсем неидентичные термины. Тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими проявлениями тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Однако существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.

Состояние тревоги не всегда можно расценивать как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Так, убегая от преследователей, человек развивает скорость бега значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии.

Различают мобилизующую тревогу и расслабляющую.

Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще – во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Если родители постоянно пытаются решать все проблемы за ребенка, тем самым, убеждая его в беспомощности, то в дальнейшем, в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.

Единичные, т.е. не часто возникающие, проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое получило название "тревожность".

Критерии определения тревожности

Ребенок

1.Постоянное беспокойство.

2.Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

3.Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

4.Нарушения сна.

5.Раздражительность.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Критерии определения страха разлуки.

1. Повторяющееся чрезмерное расстройство, печаль при расставании.

2. Постоянное чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому может быть плохо.

3. Постоянное чрезмерное беспокойство, что какое-либо событие приведет его к разлуке с семьей.

4. Постоянный отказ идти в детский сад.

5. Постоянный страх остаться одному.

6. Постоянный страх засыпать одному.

7. Постоянные ночные кошмары, в которых ребенок с кем-то разлучается.

8. Постоянные жалобы на недомогание: головную боль, боль в животе и др. (Дети, страдающие страхом расставания, и в самом деле могут заболеть, если много думают, о том, что их тревожит).

Если хотя бы три черты проявлялись в течение четырех недель, то можно предположить, что у ребенка действительно наблюдается этот вид страха.

Профилактика тревожности

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей

Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай".

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не смогут выполнить.

Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким – либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него студию, кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения по релаксации.

4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так,  чтобы он знал, за что.

5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

8. Будьте последовательны в воспитании.

9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

10. Не унижайте ребенка, наказывая его.

11. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

12. Хорошо бы иметь дома собственных животных: кошку, хомячка, собаку или попугайчика. Совместный уход за любимым питомцем поможет выстроить партнерские отношения в форме сотрудничества между родителями и ребенком.

13. Родителям тревожных детей будут полезны релаксационные упражнения. Выполнение этих упражнений совместно с детьми, способствует не только физическому расслаблению организма, но и укреплению доверительных отношений между взрослым и ребенком.

Аутизм рассматривается как искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью ЦНС ребенка.

Установлено, что аутизм выражается в снижении контактов ребенка с взрослым и сверстниками, и проявляется в его "погружении" в свой собственный мир.

Ряд авторов полагает, что "в формировании синдрома раннего детского аутизма значительная роль отведена хронической психотравмирующей ситуации, вызванной нарушением эффективной связи ребенка с матерью, холодностью последней, ее деспотическим давлением, парализующим эмоциональную сферу и активность ребенка" (Детский аутизм, СПб., 1997).

У детей страдающих аутизмом нередко могут отмечаться нарушения зрения, слуха, заболевания кожи, нарушения в суставах и костях, дисфункции височных долей, ствола головного мозга и мозжечка (Аутизм, Гилберт К., Питерс Т., 1998).

Основные клинические признаки аутизма

1. Трудности коммуникации.

2. Побочные реакции на сенсорные раздражители.

3. Нарушения развития речи.

4. Стереотипность поведения.

5. Социальное взаимодействие.

В зависимости от характера степени проявления симптомов в настоящее время принято выделять 4 группы РДА. Данная классификация предложена О.С.Никольской.

1 группа. Детей отличает отрешенность от внешней среды, отсутствие потребности в контактах, им свойственна агрессивность, доходящая до патологии. Эти дети почти не владеют навыками самообслуживания, поэтому нуждаются в постоянной помощи и поддержке взрослых.

Они имеют наихудший прогноз развития.

2 группа. Детям свойственно отвержение внешней среды. Им характерны многочисленные страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Это самая многочисленная группа среди страдающих аутизмом детей.

Прогноз их развития более благоприятен: при соответствующей длительной коррекционной работе они могут обучаться даже в массовой школе.

3 группа. Для детей характерны отвлеченные интересы и фантазии. Их речь более развернута, уровень когнитивного развития более высок. Они менее зависимы от матери и в меньшей степени нуждаются в постоянном присутствии и надзоре взрослых. Уровень эмпатии, как правило, низок.

Прогноз развития достаточно благоприятен: при успешной коррекции эти дети также могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

4 группа. Сверхтормозимость – отличительная черта детей этой группы. Как правило, дети очень робкие, пугливые, особенно в контактах, часто неуверенны в себе. Они активно стремятся усвоить некий набор поведенческих штампов, который облегчает их адаптацию в коллективе.

Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают парциально одаренными. В их речи встречается меньше штампов, и она носит более спонтанный характер.

Прогноз развития этих детей еще более благоприятен. Они могут учиться в массовой школе, причем иногда даже без специальной подготовки.

В настоящее время коррекционная работа проводится в следующих направлениях:

1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно – моторной координации.

2. Развитие навыков самообслуживания.

3. Развитие речи и коммуникативных склонностей.

Работа с аутичными детьми требует большого терпения от родителей и педагогов. На отработку одного навыка, например, застегивание пуговиц, может уйти достаточно много времени. Причем нет никакой гарантии в том, что полученный навык на каком-то этапе развития ребенка не будет утерян (это может быть связано как с отсутствием мотивации, так и со сложностью извлечения информации из долговременной памяти).

Взаимодействие с аутичным ребенком необходимо строить в зависимости от диагноза и реальных возможностей ребенка. Коррекционная работа должна вестись в нескольких направлениях одновременно, среди которых одно может оказаться приоритетным.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Соблюдайте режим дня ребенка. Составьте и напишите распорядок дня ребенка, повесьте его на видное место.

2. Формируйте стереотипы поведения ребенка в различных ситуациях:

- выполняйте в строгой, заведенной раз и навсегда последовательности различные повседневные процедуры и режимы: одевание, кормление, приготовление ко сну, и т.д.; для этого можно отвести специальное место для складывания одежды, причем складывать ее надо всегда в одной и той же последовательности;

- в ванной перед зеркалом можно разложить принадлежности для умывания;

-в уголке для занятий или игр можно повесить схему расположения игрушек или предметов на столе и в столе.

3. Обучайте ребенка пользоваться пооперационными картами, схемами и т.д. Можно подобрать ряд игр по развитию навыков чтения пооперационных карт.

4. Старайтесь, чтобы ребенок получал яркие впечатления от произведений искусства (музыки, театра и т.д.). Организуйте совместное с ребенком прослушивание пластинок, просмотр телевизионных передач, поездки в цирк, музей и т.д.

"Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью" (Психологический словарь, 1997, с.72).

Причины возникновения гиперактивности: патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность.

Клинические проявления синдрома дефицита внимания (СДВ) у детей

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

4. Нетерпение, неумение ожидать своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе.

5. Неумение сосредоточится: на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. Сложности при выполнении предложенных заданий.

7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

9. Неумение играть тихо, спокойно.

10. Болтливость.

11. Мешает другим, пристает к окружающим.

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.

14. Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений.

Наличие у ребенка 8 из перечисленных 14 симптомов - СДВ.

Все проявления синдрома можно разделить на 3 группы:

а) признаки гиперактивности (симптомы  N°1, 2, 9, 10);

б) невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3, 6-8, 12, 13);

в) импульсивности (симптомы  4, 5, 11, 14).

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

1. Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи;

2. Избегайте повторений слов: "нет", "нельзя".

3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.

4. Давайте только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

7. Поддерживайте четкий распорядок дня.

8. Избегать, по возможности, мест скопления людей (пребывание на рынках, в крупных магазинах).

9. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

10. Оберегайте ребенка от переутомления.

11. Давайте возможность расходовать избыточную энергию; полезна ежедневная физическая активность, занятия спортом. При этом большое значение имеет стиль преподавания тренера. Нежелателен авторитарный, жесткий стиль воспитания. Желательно иногда общение один на один.

12. Полезны спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.

РЕКОМЕНДАЦИИ ТРЕНЕРУ, ПЕДАГОГУ

1. Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.

2. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с СДВ и поощрять его хорошее поведение.

3. Во время тренировок (занятий) ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Например, оптимальный выбор места за партой в центре класса напротив доски.

4. Учебные занятия строить по четко распланированному стереотипному распорядку.

5. На определенный отрезок времени давать только одно задание.

6. Дозировать выполнение большого задания и периодически контролировать ход работы над каждой из частей.

7. Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной разрядки: спортивные упражнения, физический труд.

8. Исключить авторитарный, жесткий стиль преподавания.

9. Если секцию посещает большое количество детей, они заняты только групповыми видами спорта (например,  волейбол, футбол), желательно иметь возможность индивидуального общения (один на один).

Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же неправы, как и те, которые оказывают детям чрезмерную опеку. Одни взрослые сразу заявляют первокласснику: "Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!" Другие ласково спрашивают: "Ну, что нам сегодня задано?" - и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором случае формируется безответственность, уверенность, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено. Источник света должен находиться спереди и слева (для левши спереди и справа), чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.

2. Приступить к выполнению домашнего задания лучше всего через час- полтора после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Речь идет о ребенке, не посещающем группу продленного дня. Дети, посещающие ее, выполняют домашние задания там. Дома они должны отдохнуть, развлечься, пообщаться с родителями и друзьями.

Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (например, посещает секцию, кружок или спит после обеда, что для младшего школьника очень полезно). То, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Детям, занимающимся во вторую смену, лучше всего делать домашние задания утром.

3. Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это не верно. Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут, к концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут. Перерывы не должны быть длительными - достаточно 5 минут, если они заполнены интенсивными физическими нагрузками. Можно в эти 5 минут поиграть с ребенком в мяч.

Если дома есть спортивный комплекс, ребенок может полазать по канату и несколько раз подтянуться на турнике. Если всего этого нет, можно попрыгать через скакалку, сделать несколько приседаний, наклонов.

4. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных домашних заданий, кроме тех, которые дали в школе. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу. Можно предложить проверить ее и поправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного (пусть и с ошибками) задания воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.

5. Первое, что требуется от родителей,- это приучить ребенка вовремя садиться за уроки. Подсказать, что пришло время сделать перерыв. Затем - что надо его кончить.

6. Если у ребенка есть четкий распорядок дня, то надо напоминать о том, что пора приниматься за работу, вам придется недолго – первые 2 – 3 месяца. Правда, это "удовольствие" может быть растянуто на годы. Случается, что даже пятиклассник не начинает выполнять домашнее задание без напоминания.

7. Но вот ребенок сел за стол, достал тетрадь. Если это первоклассник, то маме или папе нужно быть около него. Надо следить, чтобы он не отвлекался, не начинал посреди работы что-то рисовать на случайно подвернувшейся бумажке. Он должен сразу же привыкать работать, не отвлекаясь. А раз не должно быть отвлечений, то и родительские замечания нужно свести к минимуму.

Вернуть внимание ребенка к работе можно жестом, кивком головы, негромким напоминанием: "Пиши, пиши", удивленным вопросом: "Почему же ты не решаешь?" Нотации, пространные рассуждения, раздраженные восклицания недопустимы: они только дополнительно отвлекают ребенка от работы.

8. Иногда нужно напомнить начинающему ученику, чтобы он не писал, чтобы, переходя к новому примеру, пропускал требуемое число клеток. Если он ошибся, не спешите возмущаться: "О чем ты только думаешь?!" Лучше по окончании работы помогите найти и исправить ошибки. В отдельных случаях, если ребенок не понял задачи, которую объясняли на уроке, повторите объяснение дома. Но конечно, нельзя за ребенка решать задачу, проводить вычисления.

9. Постепенно нужно снижать степень контроля: сидеть рядом с ребенком не в течение всего времени выполнения им домашнего задания, а только первые несколько минут, пока он достанет все, что нужно из портфеля. Потом можно подойти к нему еще пару раз: постоять рядом несколько минут и снова отойти. К концу начальной школы ребенок должен научиться делать уроки самостоятельно, показывая родителям только готовый результат.

10. Никогда не ругайте сына или дочь за исправления, даже если от них в тетради получается "грязь". Самоисправления - это первая форма самоконтроля, Они должны всячески поощряться.

11. Не следует делать трагедии из "двойки", не надо слишком восторгаться "пятерками". Ребенок ходит в школу не за "пятерками", а за знаниями. Только в них смысл и цель учения. Отметки не плата за выполненную работу. Это вехи, указывающие, какой участок пути пройден благополучно, а где остались недоработки.

Не навреди

1. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления и воображения, памяти и внимания, восприятия и ощущения.

2. Никогда не сравнивайте результаты выполнения задания одних детей с другими. Лучше сравнить результаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад. Хвалите чаще за успехи и достижения.

3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.

4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.

5. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он престанет вас слушать и слышать.

6. Ругая девочку, помните об эмоциональной бурной реакции, которая помешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.

7. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого "эмоционального" полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого "рационально-логического" полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственнно.

8. Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.

9. Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субьективна и зависит от вашего типа ассиметрии полушарий. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите.

10. Вы должны не только научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.

11. Помните: нормой для ребенка является – не знать что-либо, не уметь, ошибаться.

12. Лень ребенка - сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности, неправильно выбранная методика работы с данным ребенком.

13. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

14. Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка.

15. Сделайте своей главной заповедью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опрос

Физическая активность в моей жизни

Регулярно выполняю упражнения утренней гимнастики
 
Занимаюсь в спортивной секции
 
Посещаю фитнес-клуб
 
Занимаюсь в группе здоровья (лечебная физкультура)
 
Активно двигаюсь не менее 30 минут ежедневно (прохожу не менее 10000 шагов в день).
 
Двигаюсь менее 30 минут в день (длительное время провожу в сидячем или лежачем положении).
 

Министерство здравоохранения Краснодарского края     ГНИЦ профилактической медицины     Министерство здравоохранения РФ     ЦСМ ФМБА России     Администрация Краснодарского края

© 2011-2013 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр медицинской профилактики" министерства здравоохранения Краснодарского края
 
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Rambler's Top100 Создание сайта: Интернет-Имидж