ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС

19.03.2008

Петриченко Майя Николаевна

педагог-психолог ГУЗ ЦМП

семейный консультант, НЛП - практик,

сказкотерапевт, гипнотерапевт, психоаналитик

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС

ИЛИ СТРЕСС РУКОВОДИТЕЛЯ

Совсем недавно вы были в форме. Да, работа ваша требовала почти запредельного напряжения, и по вечерам вас хватало только на то, чтобы созерцать окружающее. Да, накапливалась усталость, и вы откладывали на "потом" столь необходимые организму расслабление и отдых. Но все было нормально! И вдруг (всегда это "вдруг"!) как будто что-то сломалось в вас внутри, и вы больше не хотите (просто не можете) принимать решения, разбираться в тонкостях и уделять внимание даже существенному, потому что перегоревший мозг просит и требует только одного – покоя…Еще  минуту назад вы  были полны сил, энергичны и работоспособны. Информация схватывалась буквально на лету, решения принимались мгновенно и безошибочно, и вы просто получали огромное удовольствие от четкости и непогрешимости вашего мышления. И вдруг (опять это проклятое "вдруг"!) нечто новое, необычное и крайне тревожащее начисто выбило вас из состояния блаженной ясности, на смену чудесной озаренности почти мгновенно пришли опустошенность, усталость и тревога, когда все, на что вы оказываетесь способны, это на отчаянные и бесплотные поиски ответов на три исконных вопроса русской интеллигенции: "С чего начать?", "Что делать?" и "Кто виноват?"…знакомо это вам? Скорее всего да, ибо в этом мире вряд ли найдутся люди (разумеется, из тех, кто живет по настоящему активной жизнью), которые хотя бы раз не переживали стресс.

Существуют определенные стрессоры, способные вызывать стресс. Физиологические: чрезмерная боль, шум, загрязненный воздух, неблагоприятное питание, воздействие экстремальных температур, прием лекарственных препаратов и т.п. Психологические: информационная перегрузка, нереалистичные ожидания и притязания, критические события в жизни, угроза социальному статусу, самооценке и др.

А вот на рабочем месте нас подстерегают стрессоры служебной деятельности.

1.      Плохая организация служебной деятельности: задержки, безответственность, неритмичность - то есть отсутствует система в работе. Организацию время от времени лихорадит. Она зачастую работает в режиме пожарной команды. Руководитель, в свою очередь, действует в вертикальной структуре, выстроенной по иерархическому принципу, и неритмичность, бессистемность в работе вышестоящего руководителя тут же сказывается на деятельности нижестоящих руководителей.

2.      Недостаток сотрудников, заставляющий выполнять, кроме своих обязанностей, еще и обязанности других. Это уменьшает количество  времени, необходимого для выполнения непосредственных обязанностей. В этих условиях либо работа выполняется некачественно,  так как ее объем резко увеличен, либо она выполняется с высоким качеством, но это качество дается слишком высокой ценой – путем чрезвычайного напряжения сил.

3.      Режим  рабочего  времени (работа в сверхурочные и неудобные часы). Человеческий организм имеет естественные, циклические ритмы в течение суток, недели, года. Сюда входят периоды сна и активной деятельности. Когда работа заставляет нарушать естественный ритм, то накапливается стресс.

4.      Работа руководителя  требует сверхурочного времени. Ее сложно втиснуть в строгие рамки распорядка служебного времени. Кроме этого,  деятельность любого руководителя  сопряжена с решением внезапных кризисных проблем.

5.      Статусные проблемы (низкий статус, небольшая зарплата, недостаточные перспективы служебного продвижения). Для большинства руководителей- профессионалов работа становится частью их личности. Однако при всей ее значимости, в условиях, когда общество и государство оценивает ее невысоко, когда нечто,  не имеющее  особого значения или же как дело, с которым может справится кто угодно, нелегко сохранить чувство достоинства, собственной значимости. Возможность служебного продвижения способствует осознанию как ценности собственного профессионализма, так и уверенности в долговременных перспективах. Без этого у руководителя возникает острое ощущение, что время уходит, оставляя   его в состоянии застоя, а иногда и безнадежности.

6.      Заорганизованность, формализм и заседательская суета (ненужные ритуалы и процедуры). Наиболее явными проявлениями этого стрессора являются ненужное "бумаготворчество" и  бесконечные совещания. Эти факторы вызывают стресс сами по себе, так как у руководителя возникает ощущение, что они тратят на написание несущественных, ненужных отчетов и на представление всевозможных данных не меньше времени, чем на саму работу. Вероятность возникновения стресса усиливается в результате осознания руководителем  того плохо скрываемого факта, что требования постоянных отчетов и проведение длительных совещаний есть не что иное, как попытка вышестоящих руководителей оправдать собственную занятость, поднять свой статус и значимость,  укрепить собственное положение.

7.      Непредсказуемость и неопределенность развития событий в организации.  Неопределенность вырывает руководителя из привычной среды, в которой  он хорошо ориентируется и стабильно ощущает себя. В организации неопределенность может принимать форму частых перемен в местной политике без объяснимой необходимости. В результате руководитель никогда точно не знает, что происходит, и что будет происходить.

Профилактика стрессов

Постоянно ставить и добиваться соразмерных нашим возможностям жизненных целей. "Стремись к самой высшей из доступных  тебе целей и не вступай в борьбу из-за безделиц".

Уметь отличать главное от второстепенного.  "Боже, дай нам благоразумие спокойно принять то, что мы не можем  изменить, мужество, чтобы изменить, что можем, и мудрость, чтобы отличить одно от другого".

Знать меру воздействия на события, то есть быть реалистичными в оценке как собственных возможностей, так и ситуации, в которой находимся.

Уметь подходить к проблеме с разных сторон.  "Человек страдает не столько оттого, что происходит, сколько от того, как он оценивает происходящее".

Готовить себя к любым неожиданностям заранее. Тем самым, мы  проявляем  известную гибкость, реалистичность в подходе к действительности, избавляясь от ненужных иллюзий, и таким образом готовимся к малоприятным новостям.

Воспринимать действительность такой, какова она в реальности, а не в нашем воображении.

Стараться понимать окружающих. Это позволит избрать более гибкие линии поведения, избежать ненужных столкновений и в конечном итоге обеспечить себе некоторый уровень психологического комфорта.

Уметь извлекать положительный опыт, уроки из всего происходящего.

Жить полной жизнью в каждый данный ее момент. "Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней".

Уменьшение стресса руководителя это иногда увеличение стресса для подчиненных. Чтобы избежать такого развития событий:

Оповестите подчиненных заранее и публично об изменениях, которые вы собираетесь ввести, как бы  очевидны они ни были.

Будьте тверды и последовательны в нововведениях.

Вовлекайте подчиненных в процесс планирования и реализации изменений.

Прогнозируйте и упреждайте невыгодное развитие событий. Люди, отдающиеся на милость обстоятельств, обычно ждут, пока "гром не грянет",  и лишь потом реагируют на это.

Руководитель обязан по своей статусной роли предвидеть развитие событий и действовать в должное время и должным образом так, чтобы обезопасить себя и интересы дела. "Предупрежден - значит вооружен".

 

Тест Подвержены ли вы стрессу?

В каждой из приведенных ниже шести групп ответов подчеркните те, которые соответствуют вашему характеру .
1. а) В работе, в отношениях с представителями противоположного пола, в спортивных или азартных играх вы не боитесь соперничества и проявляете агрессивность.
б) Если в игре вы теряете несколько очков или если представитель (представительница) противоположного пола не реагирует должным образом на ваши самые первые знаки внимания, то вы сдаетесь и "выходите" из игры.
в) Вы избегаете какой бы то ни было конфронтации.
2. а) Вы честолюбивы и хотите многого достичь.
б) Вы сидите и ждете "у моря погоды".
в) Вы ищете предлог увильнуть от работы.
3. а) Вы любите работать быстро, и часто вам не терпится поскорее закончить дело.
б) Вы надеетесь, что кто-то будет вас "подстегивать".
в) Когда вы вечером приходите домой, то думаете о том, что было на работе.
4. а) Вы разговариваете слишком быстро и слишком громко. В беседе вы высказываетесь чересчур категорично и перебиваете других.
б) Когда вам отвечают "нет", вы реагируете совершенно спокойно.
в) Вам с трудом удается выражать ваши чувства и тревоги.
5. а) Вам часто становится скучно.
б) Вам нравится ничего не делать.
в) Вы действуете в соответствии с желаниями других людей, а не со своими собственными.
6. а) Вы быстро ходите, едите и пьете.
б) Если вы забыли что-то сделать, вас это не беспокоит.
в) Вы сдерживаете свои чувства.                                              

                       Проверьте свои результаты
а - 6 баллов;
б - 4 балла;
в - 2 балла.
Подсчитайте баллы и знакомьтесь с результатом:
24-36 баллов. Вы в высшей степени подвержены стрессу, у вас даже могут появиться симптомы болезней, вызванных стрессом, - сердечная недостаточность, язвенная болезнь, болезни кишечника. С вами, должно быть, очень трудно ужиться. Самое главное для вас сейчас - научиться успокаиваться, это нужно и вам самим, и вашей жене (мужу), и детям .
18-24 балла. Вы человек спокойный и неподверженный стрессу. Если вы набрали  немногим больше 18 очков, то вам можно посоветовать быть терпимее к окружающим. Это позволит вам добиться большего.
12-18 баллов. Ваша бездеятельность тоже может стать причиной стресса. Вы, наверное, раздражаете ею своих ближних. Побольше уверенности в себе! Вам стоит составить перечень своих положительных качеств и совершенствовать каждое из них.

Поделиться:

Возврат к списку

Пациентам
Специалистам
Полезная информация