"Что посеешь, то пожнешь" - инфантильный ребенок

Петриченко Майя Николаевна
педагог-психолог; психоаналитик, гипнотерапевт,
НЛП - практик, сказкотерапевт,
семейный консультант

"Что посеешь, то пожнешь" - инфантильный ребенок –

Психологи высказывают мнение, что ребенок, не приученный к самостоятельности с малых лет, в дальнейшем вырастет неуверенным и беспомощным человеком. Возникает вопрос: почему некоторые дети с ранних лет стараются вести себя самостоятельно, а от других, напротив, не дождешься фразы: "я сам!"? Почему так? Как помочь детям и научить их самостоятельности? Основные ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности в раннем возрасте – это две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором – синдром беспомощности.

Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослым инициатив ребенка. Причины разные: страх за него, желание уберечь от неминуемого поражения или презрительное отношение к его "глупым" затеям. Итог один – отмирание инициативности как первого звена в формировании самостоятельности. Естественно, не проявятся и все последующие ее компоненты. Конечно, предметная  самостоятельности не отмирает полностью – просто переносится ребенком в другую сферу активности (например, в общение с взрослым) и начинает проявлять себя в неспецифической форме: ребенок "мается", не знает, чем себя занять – то, что он хочет делать, ему не позволяют, а то, что разрешают, ему не нравится. Тогда он переносит свои проблемы на маму: капризничает, нарушает запреты, выводит ее из себя – короче, реализует свою потребность в независимости другим способом. Если позволить этим чертам закрепиться, к школе получится вполне сложившийся невротик, который без мамы не может учиться и общаться с ровесниками.

Синдром беспомощности – это еще более глубокая задержка в развитии самостоятельности. У малышей нет даже того первого компонента самостоятельности, который все-таки присутствует у инфантильных детей – инициативы предметных действий. Этим детям все равно, чем играть, они могут долго заниматься одним и тем же делом, они редко меняют игровые предметы и абсолютно нелюбопытны. Особо грубые формы задержки свойственны детям, которые с раннего возраста воспитывались в детских домах, круглосуточных группах детского сада и т.д. Недостаточное по объему и качеству общение с взрослыми, разлука с близкими угнетает развитие многих функций ребенка, в том числе и самостоятельности, хотя, казалось бы, для детей созданы все условия. Вот урок родителям, которые умудряются развить синдром беспомощности у ребенка даже во вполне благополучной семье родителей-энтузиастов, увлекающихся какой-нибудь "модной" теорией: бэби-йога, непрерывное закаливание, сыроедение и т.д. В сочетании с другими средствами воспитания они не могут нанести вреда психике ребенка, но, оставаясь единственной формой активности, способны привести к необратимым последствиями – как любой односторонний крен.

Итак, главная задача родителей – подготовить детей к самостоятельной жизни. Если эта цель будет достигнута, то ребенка не испугают никакие трудности, с которыми он может столкнуться. Приучать ребенка к самостоятельности необходимо постепенно, пусть он привыкнет обходиться без вас. Раньше, например, вы при­учали его к самостоятельной игре, оставляя одного в комнате. Теперь, когда ребенок стал взрослее, вы мо­жете с успехом использовать его новых друзей — вы можете отпустить ребенка с ними во двор (впрочем, вре­мя от времени не забывайте выглядывать в окно).

Сначала вы отпустите малыша на полчаса, потом на полтора. А потом и сами заметите, что ваш ребенок перестал оглядываться на вас в непростых ситуациях. Время от времени вы должны похвалить ребенка за самостоятельные действия. Ваша похвала прибав­ит ребенку уверенности. Даже если что-то у малыша не получается, найдите повод похвалить его. На­пример, он завязывает шнурки, но это нелегко ему да­ется. В данном случае "мастерство" его не похвалишь. Проявите упорство и выдержку: "Ты — молодец! Ты добьешься своего!". Пусть он сделает все, что может сделать сам, а родитель придет ему на помощь во всем прочем.

Именно в дошкольном возрасте  у малыша в домашнем образе жизни должен появиться "островок самостоятельности". К появлению такого островка многие мамы и папы не всегда готовы. В принципе, вроде бы  каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок стал самостоятельным и мог бы брать на себя ответственность за свои поступки. Но … самостоятельным и ответственным в тех моментах, которые нужны ему, родителю. Самостоятельно готовить уроки, самостоятельно (без напоминаний) ходить за хлебом и выносить мусор. И редко взрослые задумываются о том, какой "островок самостоятельности" хотел бы иметь сам ребенок, и тем более позволяют своему ребенку решить, когда и сколько времени ему гулять, в какую спортивную секцию ходить, куда и как убирать свои вещи, школьные принадлежности.

Не надо забывать, что самостоятельность — это внутреннее состояние ребенка, и навязать ее извне невозможно. А значит, и воспитывать самостоятельность можно только в тех делах, которые интересны и приятны малышу. Из чего же могут "вырасти" эти "островки самостоятельности"? Например, из домашней обязанности, к которой ребенок проявил живой интерес и делает с удовольствием. Тем более, что процесс взросления предполагает расширение крута домашних дел. Если вовремя заметить, что ребенок любит возиться с водой, то в этот момент ему можно поручить мыть посуду, даже если крохе едва исполнилось три года. И чтобы мытье посуды продолжало оставаться увлекательным занятием, а значит, и переросло в "островок самостоятельности", родителям придется проявить немало изобретательности. Например, покупать ребенку пену для мытья посуды с приятными, любимыми запахами, подарить ему набор цветных губок и постоянно подчеркивать, что это его личная губка, и каждый раз спрашивать разрешения перед тем, как взять ее.

Важно не только вовремя заметить интерес малыша к какому-либо делу, но и не пропустить момент охлаждения интереса, чтобы суметь сохранить "островок самостоятельности" новыми формами поддержки. Например, ввести систему поощрений, если детей несколько, устроить соревнование или просто объявить каникулы на то время, которое определит сам ребенок. И пусть ваш "островок самостоятельности" продержится не более 3 месяцев. Важно, что у сына или дочери появится опыт ведения самостоятельных домашних дел, а родители научатся замечать и поддерживать интересы, желания своих наследников.

Согласитесь, что уметь поддерживать интерес ребенка к учебе не менее сложная задача, чем поддерживать интерес ребенка к мытью посуды. Другим источником построения "островка самостоятельности" у дошкольника может стать появление собственности, например, вещи из взрослого мира. Не каждая вещь из взрослого мира может стать строительным материалом для "островка самостоятельности".

Есть важное условие: эта вещь должна быть полезна и иметь определенную ценность в образе жизни родителей. Например, если домашние любят путешествовать, то они могут подарить малышу компас. И естественно, научить им пользоваться. И ребенок благодаря появлению в его детской жизни такой вещи, как компас, сможет самостоятельно определить стороны света, нарисовать карту со своими маршрутами движения в школу, в магазин и т.п.

Аналогичными вещами из взрослой жизни могут стать фотоаппарат, удочка, велосипед, швейная машинка и даже утюг. Необходимо понимать, что сам по себе подарок — не цель. Цель — построить "островок самостоятельности", т.е. помочь ребенку самостоятельно совершать всю последовательность действий и операций с этой вещью. Если вы дарите фотоаппарат, то позвольте ребенку распоряжаться им так, как малышу того хочется. И пусть ребенок сам покупает себе пленку, сам фотографирует и сам оформляет фотоальбом и сам хвастает им перед своими друзьями.

Вы можете только поддерживать интерес ребенка морально и материально. И если в дошкольном возрасте у вашего наследника уже будет сформирован опыт владения и распоряжения своими личными вещами, а также будет воспитано чувство собственности, то будьте уверены, что в школе малышу легче будет распоряжаться школьными делами и вещами: собирать портфель, делать уроки, заполнять дневник, подписывать тетради. Ребенок будет знать, что это его вещи и дела, которыми он владеет и за состояние которых он несет ответственность.

По мере взросления ребенка мудрый родитель решает и делает за него все меньше и меньше, но лет примерно до двадцати находится неподалеку и готов прийти на помощь, если его попросят.

Памятка для родителей

  1. Никогда не воспитывайте ребенка в плохом настроении.
  2. Ясно определите, чего вы хотите от ребенка, узнайте, что он думает по этому поводу.
  3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
  4. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех.
  5. Укажите ребенку на допущенную ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.
  6. Оценивайте поступок, а не личность.
  7. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него.
  8. Воспитатель должен быть твердым, но добрым. 

 ГУЗ "Центр медицинской профилактики" ДД КК 226-48-31

Пациентам
Специалистам
Полезная информация