Должны ли вы платить ребенку за хорошие оценки?

Петриченко Майя
педагог-психолог ГУЗ "Центр медицинской профилактики
департамента здравоохранения Краснодарского края"
семейный консультант, НЛП - практик,
сказкотерапевт, гипнотерапевт, психоаналитик

Вообще вы не должны делать этого. Хотя нечастые денежные вознаграждения могут побудить ребенка учиться лучше. Но у этой практики есть ряд недостатков. Во-первых, за ней часто кроется отсутствие уверенности родителей в том, что ребенок иначе и не может получить хорошую оценку. К тому же это зача­стую говорит о том, что родители не уделяют достаточно вре­мени выявлению причин плохой успеваемости. Еще один мо­мент: данная практика основывается на принципе, будто день­ги служат побуждающим фактором. Будто если ребенок поте­ряет интерес к деньгам или наоборот, то потребует гораздо больше денег, чтобы у него появился стимул учиться. Деньги не должны заменять родительского участия. Если родитель уве­рен, что деньги - это оптимальное вознаграждение, то оно дол­жно сопровождаться похвалой: "Когда ты хорошо подумаешь над заданием, то у тебя все получается" или "Ты делаешь хорошее дело, трудясь над этим докладом".

Снижение успеваемости, плохие оценки в школе

Постепенное снижение (или резкое ухудшение) школьной успеваемости — это сигнал о наличии какой-то проблемы.

 Депрессия, тревожность, употребление алкоголя и наркотиков или семейные конфликты — вот обычные причины.

Как нужно говорить

Когда оценки становятся ниже, то не предполагайте сразу, что ребенок ленится. Возможно, требования педагога для вашего ребенка слишком строгие. Поговорите с ребенком!

"Тебе стало труднее учиться?"

"Что изменилось, отчего тебе стало труднее получать хорошие оценки?"

Постарайтесь разработать план действий: "Что ты мог бы сде­лать, чтобы улучшить свои оценки? У тебя есть идеи?"

Объясните ребенку, что оценки важны и что вы поможете ему стать более организованным и лучше готовиться к конт­рольным. "Твоя оценка складывается из выполнения домаш­него задания, из оценки за контрольную работу и из участия на уроке. Контрольную ты написал хорошо, но я знаю, что ты иногда запаздываешь с домашним заданием. Именно на это нужно в первую очередь обратить внимание".

Поставьте четкую цель. Говорить ребенку, чтобы он улучшил свои оценки, — это как-то непонятно. "Какие ты хочешь иметь оценки в табеле успеваемости в следующий раз?.. Я буду каж­дый вечер проверять твои домашние задания и задавать тебе
вопросы накануне контрольных. Что ты думаешь по этому по­воду?"

Предложите реалистичную ПОДДЕРЖКУ. "Я вижу, что твои оценки стали лучше. Вижу, что в этом году ты стараешься, и знаю, что когда ты уделяешь время тому, чтобы выучить мате­риал, то получаешь оценки лучше".

"Как ты думаешь, из-за чего ты плохо пишешь контрольные?" Дети, которые приписывают неудачу недостаточным способ­ностям, считают, что стараться бессмысленно. Дети, которые относят неудачу к причинам иным, чем отсутствие способно­стей (мало занимался и т. д.), обычно учатся лучше.

Как не нужно говорить

"Что мне с тобой делать? Неужели ты не хочешь добиться ус­пеха в жизни?" Показывать свое разочарование нежелатель­но. Лучше поискать проблемы, лежащие в основе плохой успеваемости, или хотя бы передать ребенку, что он в состоя­нии приложить усилия.

"Ты можешь забыть о компьютерных играх, пока не улуч­шишь свои оценки". Иногда бывает необходимо ограничить времяпрепровождение за телевизором и компьютерными иг­рами. Если это так, то это должно быть не формой наказания, но скорее обычным устранением препятствий, мешающих ре­бенку хорошо учиться. Лучше скажите: "Я заметил, что ты про­водишь как минимум по три часа в день за телевизором и ком­пьютерными играми. Это время тебе в основном надо отво­дить урокам. С этого момента ты сможешь играть в компью­терные игры только после того, как я проверю твое домашнее задание, а ты выучишь уроки. Самое важное для тебя — это как можно лучше учиться в школе".

"Ты что, тупой, или как?!" Подобное замечание не только не­уместно и бесполезно, но и служит сигналом, что дома напря­женная ситуация. Подстрекательные высказывания говорят о том, что хотя бы один из родителей несчастлив или обозлен и отыгрывается на ребенке. Честная самооценка может под­сказать родителям, чтобы они в своей жизни что-то поменя­ли или обратились за консультацией.

Пациентам
Специалистам
Полезная информация