Как помочь ребенку в приготовлении уроков?

Петриченко Майя Николаевна
психолог ГУЗ ЦМП
семейный консультант, НЛП - практик,
сказкотерапевт, гипнотерапевт, психоаналитик

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПРИГОТОВЛЕНИИ УРОКОВ?

Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же неправы, как и те, которые оказывают детям чрезмерную опеку. Одни взрослые сразу заявляют первокласснику: "Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!" Другие ласково спрашивают: "Ну, что нам сегодня задано?" - и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором случае формируется безответственность, уверенность, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1.Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено. Источник света должен находиться спереди и слева (для левши спереди и справа), чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.

2.Приступить к выполнению домашнего задания лучше всего через час- полтора после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Речь идет о ребенке, не посещающем группу продленного дня. Дети, посещающие ее, выполняют домашние задания там. Дома они должны отдохнуть, развлечься, пообщаться с родителями и друзьями.

Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (например, посещает секцию, кружок или спит после обеда, что для младшего школьника очень полезно). То, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Детям, занимающимся во вторую смену, лучше всего делать домашние задания утром.

3.Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это не верно. Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут, к концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут. Перерывы не должны быть длительными - достаточно 5 минут, если они заполнены интенсивными физическими нагрузками. Можно в эти 5 минут поиграть с ребенком в мяч.

Если дома есть спортивный комплекс, ребенок может полазать по канату и несколько раз подтянуться на турнике. Если всего этого нет, можно попрыгать через скакалку, сделать несколько приседаний, наклонов.

4.Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных домашних заданий, кроме тех, которые дали в школе. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу. Можно предложить проверить ее и поправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного (пусть и с ошибками) задания воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.

5.Первое, что требуется от родителей,- это приучить ребенка вовремя садиться за уроки. Подсказать, что пришло время сделать перерыв. Затем - что надо его кончить.

6.Если у ребенка есть четкий распорядок дня, то напоминать о том, что пора приниматься за работу, вам придется недолго – первые 2 – 3 месяца. Правда, это "удовольствие" может быть растянуто на годы. Случается, что даже пятиклассник не начинает выполнять домашнее задание без напоминания.

7.Но вот ребенок сел за стол, достал тетрадь. Если это первоклассник, то маме или папе нужно быть около него. Надо следить, чтобы он не отвлекался, не начинал посреди работы что-то рисовать на случайно подвернувшейся бумажке. Он должен сразу же привыкать работать, не отвлекаясь. А раз не должно быть отвлечений, то и родительские замечания нужно свести к минимуму. Вернуть внимание ребенка к работе можно жестом, кивком головы, негромким напоминанием: "Пиши, пиши", удивленным вопросом: "Почему же ты не решаешь?" Нотации, пространные рассуждения, раздраженные восклицания недопустимы: они только дополнительно отвлекают ребенка от работы.

8.Иногда нужно напомнить начинающему ученику, чтобы он не писал, чтобы, переходя к новому примеру, пропускал требуемое число клеток. Если он ошибся, не спешите возмущаться: "О чем ты только думаешь?!" Лучше по окончании работы помогите найти и исправить ошибки. В отдельных случаях, если ребенок не понял задачи, которую объясняли на уроке, повторите объяснение дома. Но конечно, нельзя за ребенка решать задачу, проводить вычисления.

9.Постепенно нужно снижать степень контроля: сидеть рядом с ребенком не в течение всего времени выполнения им домашнего задания, а только первые несколько минут, пока он достанет все, что нужно из портфеля. Потом можно подойти к нему еще пару раз: постоять рядом несколько минут и снова отойти. К концу начальной школы ребенок должен научиться делать уроки самостоятельно, показывая родителям только готовый результат.

10.Никогда не ругайте сына или дочь за исправления, даже если от них в тетради получается "грязь". Самоисправления - это первая форма самоконтроля. Они должны всячески поощряться.

11.Не следует делать трагедии из "двойки", не надо слишком восторгаться "пятерками". Ребенок ходит в школу не за "пятерками", а за знаниями. Только в них смысл и цель учения. Отметки не плата за выполненную работу. Это вехи, указывающие, какой участок пути пройден благополучно, а где остались недоработки.

Пациентам
Специалистам
Полезная информация