Формирование самооценки человека можно сравнить со столом на трех ножках. Такой стол прочно стоит лишь тогда, когда все три опоры в полном порядке. "Трехногий стол" самооценки наших детей строится на информации о них самих, которую они получают от родителей. Эта информация либо вселяет в них уверенность, поддерживает и позволяет самостоятельно добиваться успеха, либо еще больше расстраивает детей и снижает их самооценку.
Первая ножка стола
Меня любят удивительные люди
Самая прекрасная любовь та, которая ни от чего не зависит. Наша любовь к детям не должна быть ничем обусловлена. Это нелегко, но выигрыш будет огромный. Настоящая искренняя любовь должна проявляться независимо от достоинств и достижений наших детей. Это однако не означает, что мы должны одобрять любой их поступок. Некоторые считают, что проявляют ее, заставляя ребенка лучше себя вести или отучая от вредных привычек. Другие яростно стремясь помочь подросткам в учебе, "выказывают" столько "любви", что дети получают скрытую информацию о том, что с настоящей любовью придется подождать до тех пор пока они не исправятся. Но дети не могут стать лучше, пока мы не докажем, что они хороши для нас такие, какие есть. Сильные, умные родители дают понять своим детям как в явной, так и в скрытой форме: "Мы тебя любим, как бы ты ни учился и как бы себя ни вел".
Вторая ножка стола
У меня достаточно знаний и умений, чтобы это сделать
Ребенок должен знать, что у него есть все необходимое для самостоятельного решение жизненных проблем. Это не могут за него сделать папа и мама. Только он обладает теми качествами, которые помогут добиться успеха. Эти знания и умения ребенок приобретает с помощью подражания. Пример родителей им развить хорошее отношение к себе и формировать высокую самооценку. Родители должны осознавать, что дети постоянно наблюдают за ними и на их поведении учатся, как нужно действовать в различных ситуациях.
Третья ножка стола
Я в состоянии сам контролировать свою жизнь
Устойчивость третьей ножки стола самооценки позволяет ребенку говорить себе:
"Я могу сам контролировать свою жизнь. Я могу сам принимать решения, и у меня достаточно сил, чтобы жить с хорошими и плохими последствиями собственного выбора". Таким детям родители позволяли принимать решения по вопросам, которые непосредственно касались только самого ребенка.