Как же не бояться на экзаменах?

Как правило, проблема решается двумя путями (лучше одновременно):

1.Снижением значимости события
2.Принижением значимости экзаменатора.

 В первом случае помогают примерно такие идеи:

  • через пару часов все это кончится;
  • в мире есть много другого более важного, чем эта процедура;
  • любые курсы рано или поздно сдаются обязательно
  • в моей жизни ничего не изменится и не станет необратимым, если я сдам экзамен хуже, чем хотелось бы
  • соотнести данное событие (проблему) с каким-то масштабным событием мирового уровня (война, катастрофа и т.д. В крайнем случае - собственная неизлечимая болезнь или потеря близкого человека).

Во втором случае надо представить преподавателя (экзаменаторов) в каком-то обыденном виде ( например, маленькой девочкой в  пижаме). Хороший способ не бояться большой аудитории - представить, что все присутствующие - одеты в смешную одежду; или что перед тобой - капустные качаны. Помогает здорово. Чем легче (беззаботнее) настрой, тем больше открыты каналы, по которым можно выудить имеющиеся в голове знания, ведь многое мы усваиваем на уровне подсознания.

Но "готовиться" к экзаменам надо намного раньше. Причем, не зубрежкой, а тем, чтобы понять основную (магистральную) идею предмета. Эта идея должна в вашем восприятии  укладываться примерно на одну тетрадную страницу. Все, большего понимать не надо. Все остальное - это "мясо", которое нарастет само собой. Поэтому занимайтесь не выучиванием дат и хронологии событий, а представлением предмета как аннотации. Лично я никогда и ничего не учила "от и до", у меня на это просто времени не было. Обычно перед экзаменом я пробовала систематизировать свои скудные знания, и добирала недостающие элементы уже перед аудиторией, где проходили экзамены. Ведь не все предметы были одинаково интересны и полезны в дальнейшем. А то, что было мне интересно, усваивалось само собой, и вообще проблемы не составляло. Одноклассники и однокурсники удивлялись - как это так, ты ничего не учишь, не синеешь перед экзаменами, а все сдаешь хорошо ("красные" дипломы кучкой лежат) и частенько подозревали, что я их обманываю.

Но ведь нет! У меня всегда была стойкая философия: " В крайнем случае пересдам". Помогало очень. С экзаменатором я вела себя честно. Самым строгим монстрам говорила сразу: "Я Вас очень боюсь." Ну, какой человек захочет быть в глазах бедной девушки чудовищем? Мне такого еще не встречалось. Как правило, мне становилось значительно легче от такого признания - ведь любая ошибка была теперь объяснима. Экзаменатор тоже смягчался и начинал успокаивать меня. Во время экзамена я постоянно помогала другим - это здорово отвлекает от собственных проблем, снимает напряжение. И для себя есть оправдание опять же: не успел подготовиться из-за благородства души. Кстати, когда помогаешь другим, каналы твои тоже открываются, ведь как - бы не на своем зациклен. (Вот почему я не советую родителям настраивать детей "Не отвлекайся!" Наоборот, пусть отвлекается почаще.)

Когда я принимала у студентов экзамены, то, конечно же, старалась их максимально "привести в чувство" и расслабить. Зачет проводила только коллективно, когда он превращался в учебную ситуацию - мы выясняли не уровень знаний, а пробелы. Студенты дискутировали друг с другом, помогали разобраться в каких-то вещах. Если сообща им это не удавалось, они честно признавали, что им надо подготовиться еще. Тогда несдасча не превращалась в трагедию, а повторная сдача была уже естественной.

НО! Самое важное для меня было то, что их подготовка в пересдаче имела целенаправленный характер. Они учили не все подряд, а восполняли свои пробелы, приводя в систему то, что порой в течение семестра было усвоено фрагментарно. Мне казалось, что польза от этого больше. Да и до сих пор храню анкеты студентов, где они благодарили за вот такое спокойное и бесстрессовое мероприятие. Кстати, в самом начале зачета я им сразу объясняла, для чего мы с ними собрались. Через пять минут они переставали держаться за конспекты и включались в работу.

На экзамене (особенно государственном) неприятны "трясущиеся" студенты и люди, выклянчивающие оценку. Проигрывать - так с достоинством. Это значительно увеличивает шансы на последующую пересдачу. Всегда одобряла "шпоры", так как достаточно задать пару вопросов системного характера, и понятно, на каком уровне мыслит студент. Механические знания типа годов рождения и имен-отчеств меня никогда не интересовали, для этого существуют энциклопедии. А детям очень сложно сдавать экзамены еще и потому, что они очень боятся "не оправдать родительских надежд". Когда ребенок поймет, что родительское отношение не зависит от их успеваемости, большая часть психологических проблем исчезнет. Ведь дети не перестают любить нас от того, что нас понизили в должности. Правда же?

Пациентам
Специалистам
Полезная информация