Когда отвергают одноклассники

Петриченко Майя
педагог-психолог ГУЗ "Центр медицинской профилактики
департамента здравоохранения Краснодарского края"
семейный консультант, НЛП - практик,
сказкотерапевт, гипнотерапевт, психоаналитик

Уже давно известно, что у детей, которых отвергают одноклассники, позднее, как правило, возникают проблемы. Исследования показали, что если отвергнутые дети ведут себя агрессивно или сторонятся всех, то на­блюдается эффект "снежного кома", то есть отвержение ведет к еще большему отвержению. Поскольку заботиться о детях вам, то вы дол­жны знать некоторые факты.

Среди отвергнутых детей уровень преступности и употребле­ния алкоголя и наркотиков выше. У них имеются также про­блемы с поведением в школе.

Среди тех, кого отвергали сверстники в третьем классе, ребят, плохо приспосабливающихся к условиям средней школы, в три раза больше, чем среди тех, кого не отвергали.

Присоединение двенадцатилетнего подростка к компании сверстников, отличающихся антисоциальным поведением, часто связано с тем, что в десять лет ребенок был отвергнут сверстниками. Подростки с отклонениями в поведении чаще употребляют наркотики, занимаются преступной деятельно­стью и исключаются из школы.

У мальчиков, учащихся средней школы, с которыми жестоко обращаются сверстники (дразнят, бьют), через десять лет раз­вивается депрессия и низкая самооценка. Самой веской причиной отвержения является агрессивное по­ведение. Однако многие отвергнутые дети совсем не агрессивны. На­оборот, они слишком чувствительны, покорны, застенчивы, их можно легко запугать. Если сверстники считают ребенка застенчивым, то это не зна­чит, что они считают, будто его можно легко запугать. Застен­чивые дети, как правило, тихие, не пользуются дурной сла­вой и сопротивляются отрицательному социальному воздей­ствию. Их не считают слишком чувствительными, чтобы над ними можно было поиздеваться.

Сверстники хорошо относятся к детям не слишком агрессив­ным, не поддающимся дурному влиянию и относительно уве­ренным в себе, а особенно к детям добрым, общительным и заслуживающим доверия.

Дети, пользующиеся уважением, как правило, спокойно от­носятся к поддразниваниям. Агрессивные дети рассматрива­ют их как нападки, а покорные — как насмешки. Отвергают сверстники агрессивного или отчужденного и по­корного ребенка или нет, зависит, видимо, от его способнос­ти проявлять дружелюбие, находить общий язык со всеми и поддерживать других. Чем положительнее дети себя ведут, тем вероятнее, что они будут приняты сверстниками, даже если они порой агрессивны или, наоборот, слишком мягки. Как показали исследования, проведенные среди второкласс­ников, дети, формируя свое мнение об одноклассниках, во многом полагаются на мнение учителей. Поэтому ребенок, пользующийся дурной славой, которому учитель не просто делает замечания, но унижает его ("Олег, тебе что-то меша­ет сидеть?!"), вызывает у одноклассников больше неприязни. Если учителя хвалят ребенка, не пользующегося авторитетом, за хорошее поведение ("Молодец, Олег. Ты внимательно слу­шаешь"), то у других школьников складывается о нем лучшее мнение. Обычное замечание учителя (например, "Олег, пе­рестань пускать самолетики и вернись к своему заданию") никак не отражается на мнении одноклассников о товарище. Мальчиков, склонных оказываться в роли жертвы, матери ча­сто перестраховывают: они относятся к своим сыновьям как к совсем маленьким и слишком контролируют их времяпреп­ровождение. К девочкам, оказывающимся в роли жертвы, ма­тери часто враждебны и критичны. Они грозят уйти от них и перестать их любить, если девочки плохо себя ведут. Отцы здесь, как правило, отсутствуют или не участвуют в воспита­нии ребенка. У мальчиков, которых матери слишком обере­гают, затормаживается развитие социальных навыков, необ­ходимых для того, чтобы их уважали сверстники (подвиж­ность, независимость, умение идти на риск и умение адекват­но воспринимать поддразнивания). Девочкам, которых мате­ри отвергают и критикуют (с враждебностью), труднее разви­вать в себе такие социальные навыки, как сопереживание, умение сотрудничать и участие.

Как нужно говорить

Спросите ребенка, до какой степени его отвергают. "Кто тебя унижает? Это делает кто-то один или несколько человек?" Чем больше детей отвергают вашего ребенка, тем тяжелее ему пе­реносить это.

"Что ты говоришь или делаешь, когда дети так поступают с тобой?" Чересчур покорный ребенок, скорее всего, постоян­но будет оказываться в роли жертвы. Агрессивного ребенка
могут отвергать, но запугивать не будут. Ребенок, который по­смеется над издевками и не отстранится, позднее, возможно,будет принят сверстниками.

"Как долго это продолжается?" Чем раньше вы постараетесь изменить отношение одноклассников к вашему ребенку, тем легче вам будет это сделать. Возможно, поможет просьба к учи­телю как-нибудь похвалить вашего ребенка, особенно млад­шеклассника.

СОПЕРЕЖИВАЙТЕ. "Тебе, должно быть, действительно больно, когда это происходит". "Представляю, как это злит тебя и печалит". УЧИТЕ ребенка вести себя в обществе более адекватно, отно­ситься ко всему с юмором и быть добрее. Этим создастся про­тивовес негативному отношению других, который поможет тому, чтобы ребенка не отвергали: "Я не обвиняю тебя в том, что ты не хочешь быть любезным с детьми, которые плохо об­ращаются с тобой. Но если бы одноклассники считали тебя добрым и общительным, то они относились бы к тебе лучше. Хочешь попробовать стать таким?" Вы должны практиковать это каждый день, пока ваш ребенок не изменится.

"А что, если ты хотя бы два раза в неделю будешь говорить своим одноклассникам что-нибудь хорошее? Необязательно говорить это самым плохим детям. Но ты можешь сказать кому-нибудь, что у него красивая куртка, или похвалить кого-нибудь за то, что он задал на уроке хороший вопрос. Что еще ты мог бы сказать своим одноклассникам?"

Если ребенок агрессивен, то он, скорее всего, будет воспри­нимать неоднозначные действия своих одноклассников (его толкнули, над ним подшутили) как враждебный выпад. Если он отвечает на это враждебностью, то не исключено, что свер­стники его отвергнут. УЧИТЕ альтернативным реакциям. На­пример: "Если кто-то посмеется над тобой из-за того, что ты испачкал чернилами лицо, то ты можешь просто улыбнуться и рассмеяться ему в ответ".

"Я помню, что меня некоторые дети не любили". Здесь могут помочь обнадеживающие истории. Дайте совет, исходя из соб­ственного опыта, но в то же время подчеркните, как много значит для вас ваш ребенок.

Как не нужно говорить

"Просто присоединись к компании, даже если они плохо к тебе относятся. Они научатся любить тебя". Это не всегда так. Если ребенок не умеет выдерживать критику, вести себя со­гласно своему возрасту или должным образом начинать раз­говор, то его все время будут отвергать. Привейте ему необхо­димые навыки и чаще напоминайте ему о его хороших каче­ствах.

"Вовсе необязательно, чтобы тебя любили друзья. Ведь у тебя есть я. Я люблю тебя и всегда буду любить". Это сказано с бла­гими намерениями, но это нереалистично (и, возможно, вы
просто перестраховываете своего ребенка, создавая этим ему проблемы). Детям все-таки необходимо чувствовать, что их принимают хотя бы некоторые сверстники. Сводя к миниму­му этот факт, вы только информируете ребенка о том, что на самом деле не понимаете его проблему.

"Я собираюсь поговорить с родителями этих детей!" Будьте осторожны, тут можно и навредить. К детям старшего возрас­та это, пожалуй, вызовет еще большую неприязнь. Вы, конечно, можете заставить других детей прекратить дразнить ваше­го ребенка и издеваться над ним, но не заставите их полюбить его. Самое лучшее, что вы можете сделать, — это привить ва­шему ребенку хорошие навыки" общения.

Отвергнутым детям бывает полезно почувствовать себя сведущими в областях, не относящихся к учебе в школе, напри­мер, в музыке, театре, гимнастике или боевых искусствах. Боевые искусства помогают ребенку почувствовать себя физически развитым (покорные дети считают себя слабыми), в то время как сама филосо­фия боевых искусств учит воздерживаться от применения силы (так что ваш ребенок вряд ли станет агрессивно применять свои навыки). Занятия в кружках и секциях могут подтвердить достоинство ребен­ка и помочь ему изменить отношение одноклассников.

Пациентам
Специалистам
Полезная информация