Петриченко Майя
педагог-психолог ГУЗ "Центр медицинской профилактики
департамента здравоохранения Краснодарского края"
семейный консультант, НЛП - практик,
сказкотерапевт, гипнотерапевт, психоаналитик
Уже давно известно, что у детей, которых отвергают одноклассники, позднее, как правило, возникают проблемы. Исследования показали, что если отвергнутые дети ведут себя агрессивно или сторонятся всех, то наблюдается эффект "снежного кома", то есть отвержение ведет к еще большему отвержению. Поскольку заботиться о детях вам, то вы должны знать некоторые факты.
Среди отвергнутых детей уровень преступности и употребления алкоголя и наркотиков выше. У них имеются также проблемы с поведением в школе.
Среди тех, кого отвергали сверстники в третьем классе, ребят, плохо приспосабливающихся к условиям средней школы, в три раза больше, чем среди тех, кого не отвергали.
Присоединение двенадцатилетнего подростка к компании сверстников, отличающихся антисоциальным поведением, часто связано с тем, что в десять лет ребенок был отвергнут сверстниками. Подростки с отклонениями в поведении чаще употребляют наркотики, занимаются преступной деятельностью и исключаются из школы.
У мальчиков, учащихся средней школы, с которыми жестоко обращаются сверстники (дразнят, бьют), через десять лет развивается депрессия и низкая самооценка. Самой веской причиной отвержения является агрессивное поведение. Однако многие отвергнутые дети совсем не агрессивны. Наоборот, они слишком чувствительны, покорны, застенчивы, их можно легко запугать. Если сверстники считают ребенка застенчивым, то это не значит, что они считают, будто его можно легко запугать. Застенчивые дети, как правило, тихие, не пользуются дурной славой и сопротивляются отрицательному социальному воздействию. Их не считают слишком чувствительными, чтобы над ними можно было поиздеваться.
Сверстники хорошо относятся к детям не слишком агрессивным, не поддающимся дурному влиянию и относительно уверенным в себе, а особенно к детям добрым, общительным и заслуживающим доверия.
Дети, пользующиеся уважением, как правило, спокойно относятся к поддразниваниям. Агрессивные дети рассматривают их как нападки, а покорные — как насмешки. Отвергают сверстники агрессивного или отчужденного и покорного ребенка или нет, зависит, видимо, от его способности проявлять дружелюбие, находить общий язык со всеми и поддерживать других. Чем положительнее дети себя ведут, тем вероятнее, что они будут приняты сверстниками, даже если они порой агрессивны или, наоборот, слишком мягки. Как показали исследования, проведенные среди второклассников, дети, формируя свое мнение об одноклассниках, во многом полагаются на мнение учителей. Поэтому ребенок, пользующийся дурной славой, которому учитель не просто делает замечания, но унижает его ("Олег, тебе что-то мешает сидеть?!"), вызывает у одноклассников больше неприязни. Если учителя хвалят ребенка, не пользующегося авторитетом, за хорошее поведение ("Молодец, Олег. Ты внимательно слушаешь"), то у других школьников складывается о нем лучшее мнение. Обычное замечание учителя (например, "Олег, перестань пускать самолетики и вернись к своему заданию") никак не отражается на мнении одноклассников о товарище. Мальчиков, склонных оказываться в роли жертвы, матери часто перестраховывают: они относятся к своим сыновьям как к совсем маленьким и слишком контролируют их времяпрепровождение. К девочкам, оказывающимся в роли жертвы, матери часто враждебны и критичны. Они грозят уйти от них и перестать их любить, если девочки плохо себя ведут. Отцы здесь, как правило, отсутствуют или не участвуют в воспитании ребенка. У мальчиков, которых матери слишком оберегают, затормаживается развитие социальных навыков, необходимых для того, чтобы их уважали сверстники (подвижность, независимость, умение идти на риск и умение адекватно воспринимать поддразнивания). Девочкам, которых матери отвергают и критикуют (с враждебностью), труднее развивать в себе такие социальные навыки, как сопереживание, умение сотрудничать и участие.
Как нужно говорить
Спросите ребенка, до какой степени его отвергают. "Кто тебя унижает? Это делает кто-то один или несколько человек?" Чем больше детей отвергают вашего ребенка, тем тяжелее ему переносить это.
"Что ты говоришь или делаешь, когда дети так поступают с тобой?" Чересчур покорный ребенок, скорее всего, постоянно будет оказываться в роли жертвы. Агрессивного ребенка
могут отвергать, но запугивать не будут. Ребенок, который посмеется над издевками и не отстранится, позднее, возможно,будет принят сверстниками.
"Как долго это продолжается?" Чем раньше вы постараетесь изменить отношение одноклассников к вашему ребенку, тем легче вам будет это сделать. Возможно, поможет просьба к учителю как-нибудь похвалить вашего ребенка, особенно младшеклассника.
СОПЕРЕЖИВАЙТЕ. "Тебе, должно быть, действительно больно, когда это происходит". "Представляю, как это злит тебя и печалит". УЧИТЕ ребенка вести себя в обществе более адекватно, относиться ко всему с юмором и быть добрее. Этим создастся противовес негативному отношению других, который поможет тому, чтобы ребенка не отвергали: "Я не обвиняю тебя в том, что ты не хочешь быть любезным с детьми, которые плохо обращаются с тобой. Но если бы одноклассники считали тебя добрым и общительным, то они относились бы к тебе лучше. Хочешь попробовать стать таким?" Вы должны практиковать это каждый день, пока ваш ребенок не изменится.
"А что, если ты хотя бы два раза в неделю будешь говорить своим одноклассникам что-нибудь хорошее? Необязательно говорить это самым плохим детям. Но ты можешь сказать кому-нибудь, что у него красивая куртка, или похвалить кого-нибудь за то, что он задал на уроке хороший вопрос. Что еще ты мог бы сказать своим одноклассникам?"
Если ребенок агрессивен, то он, скорее всего, будет воспринимать неоднозначные действия своих одноклассников (его толкнули, над ним подшутили) как враждебный выпад. Если он отвечает на это враждебностью, то не исключено, что сверстники его отвергнут. УЧИТЕ альтернативным реакциям. Например: "Если кто-то посмеется над тобой из-за того, что ты испачкал чернилами лицо, то ты можешь просто улыбнуться и рассмеяться ему в ответ".
"Я помню, что меня некоторые дети не любили". Здесь могут помочь обнадеживающие истории. Дайте совет, исходя из собственного опыта, но в то же время подчеркните, как много значит для вас ваш ребенок.
Как не нужно говорить
"Просто присоединись к компании, даже если они плохо к тебе относятся. Они научатся любить тебя". Это не всегда так. Если ребенок не умеет выдерживать критику, вести себя согласно своему возрасту или должным образом начинать разговор, то его все время будут отвергать. Привейте ему необходимые навыки и чаще напоминайте ему о его хороших качествах.
"Вовсе необязательно, чтобы тебя любили друзья. Ведь у тебя есть я. Я люблю тебя и всегда буду любить". Это сказано с благими намерениями, но это нереалистично (и, возможно, вы
просто перестраховываете своего ребенка, создавая этим ему проблемы). Детям все-таки необходимо чувствовать, что их принимают хотя бы некоторые сверстники. Сводя к минимуму этот факт, вы только информируете ребенка о том, что на самом деле не понимаете его проблему.
"Я собираюсь поговорить с родителями этих детей!" Будьте осторожны, тут можно и навредить. К детям старшего возраста это, пожалуй, вызовет еще большую неприязнь. Вы, конечно, можете заставить других детей прекратить дразнить вашего ребенка и издеваться над ним, но не заставите их полюбить его. Самое лучшее, что вы можете сделать, — это привить вашему ребенку хорошие навыки" общения.
Отвергнутым детям бывает полезно почувствовать себя сведущими в областях, не относящихся к учебе в школе, например, в музыке, театре, гимнастике или боевых искусствах. Боевые искусства помогают ребенку почувствовать себя физически развитым (покорные дети считают себя слабыми), в то время как сама философия боевых искусств учит воздерживаться от применения силы (так что ваш ребенок вряд ли станет агрессивно применять свои навыки). Занятия в кружках и секциях могут подтвердить достоинство ребенка и помочь ему изменить отношение одноклассников.