Компьютер – мечта современного ребенка. И, к сожалению, немало родителей, которые считают "умный ящик" неотъемлемой составляющей достойного качества жизни, а потому покупают его ребенку, дают деньги на игры в компьютерных клубах, которые в последние годы стали очень популярны.
И все это, несмотря на то, что в среде психологов и врачей все чаще раздаются голоса тревоги, предупреждающие о негативных последствиях этого модного увлечения, которое приравнивают к наркомании.
Родители начинают проявлять беспокойство, лишь когда у ребенка появляются проблемы поведения: отказ посещать школу, прогуливание уроков, агрессивное поведение и т.п. И многие обращаются к специалисту.
Психолог, начиная разбираться, выясняет, что ребенок с утра до ночи просиживает в компьютерном клубе. Естественно, что на это нужны деньги.
И, как следствие начинается воровство. Обычно, родителей мало волнует куда ребенок потратил деньги. Важнее для них сам факт воровства и то, что ребенок не посещает школу, не ночует дома, связался с непонятной компанией.
В основе проблем поведения все чаще лежит чрезмерное увлечение компьютерными играми, у которых в последнее время появился криминальный оттенок. Некоторые завсегдатаи компьютерных салонов превратили игру в средство заработка. Ставки делаются немалые. Можно сказать, что появился новый вид бизнеса, основанный на эксплуатации незрелой психики ребенка.
В основном "подсаживаются" на компьютер подростки 12 -15 лет. Они играют ночи напролет, пропадают в клубах сутками, тратят на это все деньги.
Компьютерные игры становятся мощным дезадаптирующим фактором. Ребенок не может без них жить, формируется так называемое влечение, с которым сам он не способен справиться. Интерес к игре становится доминантой, как наркотик у наркомана. Поэтому можно сказать, что компьютерная зависимость - вид своеобразной наркомании. В этом случае
Необходима помощь психологов, социальных работников, педагогов, врачей, которые бы помогли выйти из этого состояния.
Длительная работа за компьютером вызывает выраженную астенизацию психики. Психика не в состоянии переносить нагрузки, которые была способна переносить ранее. Отсюда проистекают и более легкое формирование зависимости, и симптомы в виде раздражительности, бессонницы, колебаний настроения, агрессивности, импульсивности, повышенной утомляемости.
В нашей стране эта проблема новая и мало изученная. Родители, обычно, не обращают внимания на поглощенность ребенка компьютером, если в его поведении не возникают другие ярко выраженные отклонения, такие как воровство денег, прогулы уроков, бродяжничество. К сожалению, из опасения, родители редко обращаются к психологам, психиатрам. Лишь в крайнем случае, когда проблема уже явно налицо.
Почему же так привлекателен компьютер? Он дает все те эмоции, которые не всегда дает ребенку жизнь, широкий спектр от положительных до отрицательных: восторг, досада, удовольствие, гнев, увлеченность и т.п.
И все это ребенок испытывает, не вставая с места!
А самый важный аспект – ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка – волшебная палочка, благодаря которой, не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У ребенка создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно засасывает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность. На пути "радостного взросления".
Мальчиков особо привлекает реализация агрессивных тенденций. Практически все подростковые игры построены на агрессии и убийствах. Во многих происходит тотальный гомицид, дозволенное убийство. А ведь ролевая игра не простое развлечение. В такого рода играх быстро усваивается модели поведения. Поэтому в ряде стран детям до 18 лет запрещено играть в некоторые особо агрессивные компьютерные игры, так как они могут подвигнуть неразвитую личность на реализацию агрессивных импульсов не в игре, а в жизни.
Опасность для психики таит в себе Интернет. В нем есть так называемые чаты – специальные сайты для общения. Можно выходить в Интернет под своим именем, или придумать себе имя, биографию, имидж. У некоторых психически неустойчивых подростков в связи с этим возникают проблемы самоидентификаций – происходит отчуждение "Я", начинается раздвоение личности по типу компьютерной шизофрении.
Вторая патология – когда дети начинают лихорадочно "рыскать" по сайтам, бессмысленно скачивая информацию. Для них самоцель – "сидение в интернете". А для взрослых основную опасность представляют киберсекс и вовлечение через Интернет в азартные игры, формирующие патологическую личность игрока.
Не все дети имеют особую предрасположенность к компьютерной зависимости, а лишь личностно незрелые. Есть, конечно, и биологические причины задержки роста личности, и какая-то психическая неполноценность.
Например, психически неустойчивых подростков больше привлекает возможность сиюминутного получения удовольствия, информации и т.п. Подростков эпилептоидного плана разработчики компьютерных игр подлавливают на азарте, на увлечении материальной стороной жизни и на агрессивности.
Шизоидам, которые плохо приспосабливаются к реальности, предоставляют возможность фиктивного овладения иллюзорным миром. А приманка для истероидов – общение в сети, когда они могут примерить разные роли, предстать в разных обличиях, таким образом, пытаться изжить свои комплексы.
Компьютер искажает мышление ребенка, учит мыслить не творчески, а технологически. Есть задача, итог и комплекс средств, при помощи которых можно решить эту задачу. Таким образом, мышление ребенка программируется, творческие способности не развиваются. Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность – то, что раньше всегда было присуще детям.
Поэтому, на мой взгляд, для развивающегося ребенка компьютер вреден. Чем позже он за него сядет, тем лучше. Если же вы уже приобрели его, необходим жесткий контроль времени, которое ребенок за ним проводит. У вашего ребенка должна быть возможность широкого спектра общения со сверстниками: спортивная секция, музыкальная, хореографическая или художественная школа и т.п.
Компьютерная наркомания, как, впрочем, и другие формы отклоняющегося поведения, во многом связана с исчезновением общественно-государственного института инициации, с ликвидацией подростково - молодежных организаций типа пионерской или комсомольской. В данном случае важно не содержание их работы, а форма, которая естественна для любого традиционного общества. Не случайно "пионер" переводится как разведчик – разведчик во взрослой жизни. И если эту разведку никто не организует, она организуется стихийно и проявляется хотя и не в виде подростковой банды, но в виде некоей параллельной жизни, дезадаптирующей ребенка, уводящей его от реальности.
Врачи и психологи пока в самом начале пути коррекции и профилактики компьютерной зависимости. В практике используется медикаментозное и психотерапевтическое воздействие, что позволяет избавить ребенка от его патологического влечения, дезактуализировать проблему. Но, к сожалению, всех проблем это не решает. Остается проблема инициации, поиска групповой подростковой среды, выстраивания взаимоотношений со сверстниками, обретение смысла жизни. Родители, педагоги, психологи должны предложить альтернативу, эмоционально не менее привлекательную, но более социально приемлемую и не угрожающую потерей психического и физического здоровья.