Петриченко Майя Николаевна
педагог-психолог ГУЗ ЦМП
семейный консультант, НЛП - практик,
сказкотерапевт, гипнотерапевт, психоаналитик
МАЛЕНЬКИЕ ДЕТКИ-МАЛЕНЬКИЕ БЕДКИ …
- КРИЗИС 7 ЛЕТ -
Из всех возрастных кризисов (одного года, трех, семи и четырнадцати лет) кризис 7-летнего возраста, по мнению психологов наиболее спокойный. А если бы родители учитывали еще и психологические особенности этого возраста – меньше бы переживали за своего малыша. Родительская тактика, когда к ребенку дома относятся как к маленькому, а в школе — как к ученику, предъявляя к нему высокие требования (ты уже взрослый, учись только на отлично, веди себя примерно на уроках и переменах) противоречит психическим особенностям детей этого возраста.
ПОМНИТЕ
ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ИДТИ В ШКОЛУ?
Дети не хотят учиться, потому что боятся трудностей. А откуда они узнали, что в школе трудно? Из разговоров родителей: "Какую школу выбрать? Сколько там учат иностранных языков? Есть ли там программирование, логика? Нет?! Тогда мы в такую школу не пойдём."
Дети не хотят учиться, так как уже знают, "что это такое". "Можно привести моего 4 — летнего сына к вам на консультацию?" — "А какая у вас проблема?" — "Он не хочет делать домашнее задание!" — "?"
Многие дети уже в детском саду начинают достаточно серьёзно учиться. Таким образом, мотив "хочу научиться читать и писать" у них уже частично удовлетворяется. Но всему своё время. Потому, что учёба (а не игра) как ведущая деятельность характерна для семилетки только теоретически. На протяжении всего периода младшей школы учёба только пытается стать для ребёнка другом.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА:
Чтобы период адаптации ребёнка к школе прошёл спокойнее:
Будьте семьёй оптимистов, тогда любые проблемы и кризисы развития вам ни по чём.
Ведь вы вместе!
Симптом "горькой конфетки"
- КРИЗИС 7 ЛЕТ-
На границе дошкольного и младшего школьного возраста наших малышей, а с ними и нас родителей, поджидает кризис семи лет. И независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам.
"Ребенок перестает пользоваться слишком "взрослыми" словами и стиль его речи становится грубоватым. Он хочет носить только такую одежду и прическу, как другие ребята... Он может совершенно забыть, как правильно есть за столом, садится за стол с грязными руками, набивает рот и ковыряет вилкой в тарелке. Он может рассеянно бить ногой по ножке стула, ... хлопать дверями или забывать закрывать их за собой. Он меняет пример для подражания: раньше он подражал взрослым, а теперь - своим сверстникам. Он заявляет о своем праве на независимость от родителей... Эти плохие манеры и плохие привычки очень расстраивают родителей. Они думают, что ребенок забыл все, чему его так долго учили. На самом деле эти перемены доказывают, что ребенок навсегда усвоил, что такое хорошее поведение, иначе он не стал бы против него восставать. Когда ребенок почувствует, что он утвердил свою независимость, хорошее поведение вернется. А тем временем хорошие родители могут утешаться тем, что их ребенок нормально развивается. Конечно, не каждый ребенок становится непослушным в этом возрасте. Если родители -общительные люди и ребенка хорошие отношения с ними, то, возможно, вообще не будет явных признаков бунта. У девочек бунт обычно менее ярко выражен, чем у мальчиков...Что же делать? Возможно, вы станете смотреть сквозь пальцы на раздражающие вас мелочи. Но вы должны быть тверды в таких вопросах, которые считаете важными". (Спок)
Основные симптомы кризиса 7 лет:
1. Потеря непосредственности:
Наивность и непосредственность поведения ребенка до кризиса означают, что ребенок внешне такой же, как и внутри. У взрослых людей детской наивности,непосредственности очень мало, и наличие их у взрослых производит комическое впечатление. Утеря непосредственности означает привнесение в наши действия интеллектуального момента.
Если до кризиса поведение ребенка строилось и реализовывалось согласно желаниям, то теперь, прежде чем что-то сделать, ребенок думает, чего оно может стоить ему.
2. Манерничание:
Душа ребенка становится закрытой, и он начинает играть роль, чего-то из себя изображая и что-то при этом скрывая.
3.Симптом "горькой конфеты":
Когда ребенку плохо, он начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать их другим. В этот промежуток времени ребенок резко меняется, становится более трудным для воспитания, чем прежде.
НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ:
Происходит интенсивным биологическое созревание детского организма. К семи годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования действий. К шести-семи годам возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают. Последнее определяет такие характерные особенности детей, как непоседливость, повышенную эмоциональную возбудимость. Ребенок открыт к воздействию неблагоприятных факторов. При этом изменяется уровень нервно-психического реагирования ребенка на различные "вредности". Так, если по каким-либо причинам дошкольнику плохо, то у него может возникнуть психомоторное возбуждение, тики, заикания. Для младшего школьного возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, симптомы и синдромы страхов, проявления агрессии или негативизма.
ЧТО ПРОИСХОДИТ С РЕБЕНКОМ?
Все эти внешние особенности начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст!
Каждый критический период - это выход на новый этап развития, когда ребенку открывается новое представление о "взрослости". Детям хочется чувствовать себя взрослыми. Это ощущение взрослости ярко переживается ребенком и иногда вспоминается даже через многие годы.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ?
Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"
Правило 2. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Правило 3. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным".