Петриченко Майя
педагог-психолог сказкотерапевт, психоаналитик, гипнотерапевт,
НЛП - практик, семейный консультант
- советы психолога родителям -
- Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости.
- Следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.
- Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов.
- астенический невроз: повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижается аппетит. Отмечаются аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость.
- неврозы навязчивых состояний, возникают в семьях, где родители тревожно относятся к этому "недостатку". Когда родители при помощи угроз и запугивания заставляют детей выполнять все действия правой рукой, малыши обычно стараются, но это им плохо удается, а взрослые расценивают такое поведение как непослушание, каприз, упрямство и наказывают. В итоге у детей появляется тревожное ожидание неудачи. Напряжение, замкнутость, недоверие к окружающим остаются на долгие годы.
- невротическое заикание
- невротическое недержание мочи (энурез)
- тики - назязчивые непроизвольные движения (мигание, облизывание губ, наморщивание лба с подергиванием носом).
- истерические неврозы: перед уходом в детский сад или накануне какого-нибудь важного, волнующего события у малыша может возникнуть рвота, возможны и психомоторные припадки: ребенок с громким плачем падает навзничь, беспорядочно колотя по полу руками и ногами. Для крохи это безвыходная ситуация.
- Определять ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года. Вы можете обратиться за помощью к специалисту или самостоятельно дать несложные задания ребенку и понаблюдать за ним:
- Сложить фигуры из спичек.
- Наколоть, нанизать (на стержень, иголку, шнурок) пуговицы, бусины.
- Почистить обувь щеткой.
- Намотать нитку на катушку.
- Перелить воду из одного сосуда в другой.
- Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку.
- Отвинтить гайку (рукой, ключом).
- Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.
- Разложить (раздать) карточки.
- Проколоть дырочки (5-6 ударов).
- Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
- Продеть нитку в иголку.
- Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.
- Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
- Достать бусинку ложкой из стакана.
- Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.
- Закрыть, открыть молнию на сумке.
- Взять стакан и сделать несколько глотков воды.
- Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.
- Успехи малыша напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.
- Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать, имеющиеся в продаже книги об этой проблеме, прописи для левшей-первоклашек, различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка, где ведущей была бы левая рука.
- Если не игнорировать индивидуальность ребенка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире.
Знаменитые левши: Александр Македонский и Наполеон, Леонардо да Винчи и Джеймс Клерк Максвелл, И.П. Павлов и В.И. Даль, Альберт Эйнштейн и Чарли Чаплин, Уинстон Черчилль и Пабло Пикассо, Пол Маккартни и Билл Гейтс.