Петриченко Майя педагог-психолог ГУЗ ЦМП,
сказкотерапевт, психоаналитик, гипнотерапевт,
НЛП - практик, семейный консультант
Ребенок дома – это постоянные: "Мама, почитай!!", "Пап, пойдем в зоопарк. Ты обещал!!", " Бабуля, расскажи мне сказку. Дедушка, построй мне дом". А уважаемые родители устали, у них масса неотложных дел. Как занять и успокоить своего отпрыска, чтобы он не болтался под ногами, и заодно "обогатить" его новой информацией? Решение приходит очень быстро. "Иди, посмотри телевизор, Солнышко", - говорят взрослые. Конфликт улажен. В семье тишина. Ребенок завороженно смотрит на экран. Взрослые - при исполнении своих многочисленных "не воспитательных обязанностей". Так ведь бывает, не правда ли? А вот и другая, столь же знакомая картина. Ваши дочки и сыновья- подростки. "Иди, почитай. Оторвись от телевизора", - ворчит бабушка. "Лентяйка, эгоистка. Не допросишься сходить в магазин. Только телевизор на уме", - обижается мама. "Ваш ребенок очень агрессивен, жесток, ничем не интересуется", -констатирует педагог. Конфликт разгорается. "Почетное место" в первой и второй ситуации занимает телевизор. Его влияние на формирование психики ребенка велико, если не сказать очень велико. Какое чувство чаще всего пробуждается в сердечке малыша, когда он смотрит большинство телевизионных передач? Ответ достаточно однозначен: "Страх". Все чаще причиной появления страхов у малышей родители называют мультфильмы (особенно мультфильмы, построенные на сюжетах далеких от национальной традиции). Исследования показали, что малыши боятся смотреть:
Чем меньше ребенок, тем больше страх. Но малыш как завороженный смотрит на экран и как бы ему не было жутко не оторвется от телевизора. Является ли страх элементом воспитания? Ведь сказки всех народов полны жестокости. Без страха нельзя понять, что такое смелость, тайна, справедливость. И в повседневной жизни также нужно научиться жить со страхом. Однако, сказка - это нечто условное. Ребенок прекрасно понимает сказочность ситуации. Телевидение же, а к слову сказать и компьютерные игры с использованием CD ROM технологии, создает мощную иллюзию правды.
И еще один момент. Сможете ли Вы читать или рассказывать в течение нескольких часов Вашему ребенку страшные истории? Наверное, нет. Тем самым соблюдается определенное дозирование "страшной" информации. С другой стороны, у экрана дошкольники могут сидеть неограниченное время, что можно сравнить с передозировкой. Немецкий ребенок, например, до тех пор пока не вырастет смотрит 14 тыс. случаев смерти на экране, американец - 17 тысяч. Подобных подсчетов в России не проводилось.
Имея дело с жестокостью на экране, ребенок должен сам как-то с этим справиться. Реакция может быть самая неожиданная, например, смех. Польский профессор М.Браун-Голковская провела в 60-е годы уникальные исследования, которые в современную эру информационного бума практически нельзя повторить: сравнила "телевизионных" детей с теми, которые в доме не имели телевизора. Сегодня такие сравнения могут быть сделаны, пожалуй, только с детьми, которые воспитываются в соответствии с требованиями Вальдорфской педагогики, исключающей вторжение телекоммуникаций в естественное развитие малышей. М.Браун - Голковская исходила из того, что дети, которые смотрят телевизор, будут более нервными и легко поддающимися волнению. Но все получилось наоборот. "Телевизионные" дети оказались менее нервными, они оказались безразличными ко всему.
Именно в этом состоит тот фатальный источник телевизионного наркотика. Ребенок все слабее реагирует на крики, толкания, погони по мере просмотра все новых и новых телевизионных передач. И чтобы получить свою долю стимуляции, он переключает программы или манипулирует пультом (которым как доказано умеют пользоваться даже 2-х летние японцы), чтобы получить следующую дозу фильмов ужасов, детективов, рекламы. Через некоторое время размахивание ножом его уже не возбуждает. Возникает потребность в свежей порции. Массовая культура, облаченная в кровожадную наркотическую форму, проявляется в воздействии на для детей. В 60-е годы и в США проводились исследования, посвященные выявлению воздействия телевизионных программ на 8-летних детей. Анализ осуществлялся в течение последующих 22 лет (в России нет подобных мониторинговых программ).
То есть детей отслеживали до достижения ими тридцатилетнего возраста. Оказалось, что тот, кто получал, будучи ребенком, больше, чем сверстники, жестокости, благодаря телевизионным передачам, проявлял агрессивность в отношении своих коллег, товарищей по учебе. В возрасте 30 лет он чаще попадал в конфликт с законом, был жесток в отношении своей семьи, сам имел агрессивных детей. В чем же механизм подобной зависимости? Главное значение здесь имеет так называемое моделирование: ребенок попросту повторяет в мыслях и фантазиях, играх, а затем и в реальной жизни то, что он видел на экране. Особенно это проявляется в тех случаях, если телевизионные агрессоры чрезвычайно привлекательны, а агрессия показывается без следов сострадания к жертве и без моральных сомнений агрессора. Это моделирование объясняет эпидемию самоубийств и убийств среди молодежи, распространяющейся по странам мира. В Германии молодые люди бросились под поезд, так как это видели на экранах.
В Польше школьник поджег коллегу, чтобы увидеть, как это выглядит на самом деле, а двое ребят в качестве эксперимента закололи своего коллегу, спрашивая его, что он чувствует. В Норвегии три мальчика убили пятилетнюю девочку: они били ее камнями по голове и пинали, а затем полураздетую бросили на снег. Такие страшные факты могут быть приведены и из отечественной криминалистики. В январе 1995 года М.Браун-Голковская проанализировала все программы Польского телевидения для детей в том числе и учебные. В неделю их было 68. Более половины из них содержали сцены жестокости и издевательств, лжи. Шестнадцать были полностью агрессивны. Анализ программ, показываемых в, так называемый, магический час от 19 до 20, показал, что сцен разрушения было в этот период в среднем 34 (из них 14 в программах для детей). Что бы Вы сделали, спрашивает американский психолог Д.Зингер, если бы пришли к себе домой и застали неизвестного, который учит ваших детей как оглушить товарища, ударяя его кулаком и палкой? Вы немедленно выгнали бы его, подали бы в суд и выиграли процесс. А что Вы делаете, когда приходите домой, застаете включенный телевизор с "уроками" насилия? Вот именно. Ничего.
Могут ли решаться вопросы ограничения пагубного воздействия телевидения на формирование психики ребенка на государственном уровне? Мы имеем такие примеры. Например, с 1 ноября 1994 года Шведское телевидение прекратило показывать сцены жестокости и насилия до 21 часа. Наше же Российское телевидение на всех государственных, коммерческих, общественных, кабельных и прочих каналах, скажем мягко, не обращает внимание на демонстрацию в "детское" время передач, рекламных роликов, художественных фильмов, мультипликации, которые коверкают, ломают податливую психику ребенка и формируют человека с совершенно новыми интеллектуальными, душевными качествами: холодного, агрессивного, углубленного в себя, ориентированного на денежный интерес, выигрыш, а не на достижение гуманистических целей и идеалов своим кропотливым трудом.
Надо сказать, что влияние "плохого" в телевидении не касается всех в равной степени. Данные приводимые П.Пасевичем свидетельствуют о том, что в странах Запада чаще телевизор смотрят дети родителей с низким уровнем образования, бедных, из национальных меньшинств. Более того, разница особенно явно проявляется относительно интереса к агрессивным программам. Когда на одном канале показывают фильм о природе, а на другом американский бокс, то среднестатистический сын профессора будет смотреть зверей, а дочка безработного будет смотреть мускулы убивающих друг друга атлетов. Дети из низших социальных групп таким образом формируются в большей степени, сидя у телевизора. Известно, что такие дети хуже учатся и таким образом менее популярны среди своих ровесников. И здесь замкнутый круг жизненной судьбы закручивается еще быстрее.
Поскольку из других исследований вытекает, что именно непопулярные дети и те, которые хуже учатся, чаще и дольше смотрят телевизор. В результате дети "плохого" рождения тратят перед экраном в неделю более 50 часов.49 процентов исследуемых в 1992 году американцев признало, что телевидение оказывает на детей самое большое влияние и только 26 процентов родителей убеждены, что они являются главными воспитателями. Такова нероссийская модель социальной дифференциации роли телевидения в воспитании ребенка.
Какова же наша, отечественная модель? Приходится констатировать тот факт, что серьезных разработок на данную тему у нас нет. Мы лишь можем предположить, что наша модель в корне отличается от западной. В соответствии с этим у нас должна быть своя политика производства и демонстрации программ для детей. Первое отличие в том, что самые необеспеченные семьи в России в настоящее время - это семьи интеллигенции, то есть с высоким образовательным уровнем. Второе - престиж, благосостояние семьи определяется в значительной мере наличием видеомагнитофона, компьютера, который приобретается, как правило, обеспеченными семьями. Таким образом, эксплуатация только что купленной "игрушки" очень интенсивна всеми поколениями ( в том числе и младшим) семьи. Итак, что мы обречены на пагубное влияние телевидение? Телевидение это приговор для наших детей? Проблема очень сложная. Она должна решаться на государственном уровне через разработку и реализацию программы "Телевидение для детей", включающей:
Каждый у кого есть ребенок знает, как маленькие дети любят рекламу. Реклама коротка в ней есть динамика, она содержательно проста, использует неожиданные обобщения. Рекламы повторяются, часто в измененных версиях. Мир рекламы - это и постоянство и динамика, плюс к тому еще и юмор, молниеносное изменение настроения, темпа, а также много теплых чувств: добрые мамы, счастливые дедушки. Повсеместно известно, что дети полностью игнорируют многие популярные формы телевизионных программ. Например, совсем не слушают так называемого монолога в целях убеждения: когда на экране появляется говорящая голова и что-то им вещает.
Велика роль семьи в нивелировки негативного влияния телевидения на ребенка. Профессор Мильтон Чен подчеркивает, что все зависит от родителей, их влияние нельзя сравнить ни с чем. Что же до телеагрессии, то он, а вместе с ним и мы советуем следующее:
1. Ограничивай, выключай телевизор в особенно напряженные моменты, выбирай программу по возрасту ребенка, не позволяй ему смотреть особенно сильных сцен.
2. Анализируй, смотри вместе с ребенком и комментируй ему по ходу то, что видишь .Подчеркивай отсутствие реализма( разве человек может так летать), страдание жертв агрессии ( это должно быть больно, не так ли).
3. Критикуй. Скажи ребенку, что ты думаешь о жестокости, укажи другие способы разрешения конфликта, приводи примеры из других программ и из Вашей жизни.
4. При просмотре даже самых больших жестокостей огромное значение имеет то, с чем столкнулся ребенок перед этим и что творится во время просмотра. Если сын сидит у тебя на коленях и прислоняется к тебе, то он по-другому переживает фильм, чем тогда, когда смотрит сам, а перед этим был наказан. Не оставляй ребенка одного перед телевизором и дай ему понять, что он смотрит.
5. Не злоупотребляйте телевизором сами. Пойдите с ребенком в лес, парк, почитайте книгу, сходите на выставку, поговорите, наконец, с ним о Ваших и его проблемах. Попробуйте: выключите телевизор. Вы сразу почувствуете, что у Вас появилось время на воспитание своего ребенка, на спорт, на увлечения.
Успехов Вам! Будьте внимательны к своему малышу! Пусть во взрослую жизнь войдет добрый, отзывчивый, честный, справедливый, умный и удачливый человек! А ведь это зависит прежде всего от Вас и только потом от этого монстра - телевизора.