"ТЕЛЕВИЗОР – МОНСТР"
Какие сюжеты могут нанести психологическую травму ребенку?
Петриченко Майя педагог-психолог ГУЗ ЦМП
сказкотерапевт, психоаналитик, гипнотерапевт,
НЛП - практик, семейный консультант
Как ни странно, самыми травмирующими для детской психики оказываются не любовные или агрессивные сюжеты (за исключением, конечно, тяжелой порнографии или брутальных сцен с расчленениями), а "ужастики", фантастические фильмы об устрашающем будущем или сюжеты, связанные с потерями, расставаниями, одиночеством. Тема любви для детей естественна и приятна. Они легко и с удовольствием влюбляются и задают вопросы, которые их беспокоят. Если вы сами не фиксируете внимание ребенка на эротике, не бросаетесь закрывать собой экран или выгонять безмятежного малыша из комнаты, он вполне удовлетворится вашим ответом на вопрос: "А что это дядя делает с тетей?" При этом совсем не обязательно вдаваться в анатомические подробности, достаточно объяснить на доступном ему языке, что таким образом взрослые делают друг другу приятное. Что касается фантастики, то страх перед будущим, особенно перед вселенскими катастрофами, присущ каждому человеку. Это страх перед неизбежностью смерти и неизвестность жизни. Вызвать его у малыша, который уже немного понимает содержание фильмов, легко, а справиться с ним ребенку очень трудно. Если малыш все же умудрился увидеть испугавший его фильм, будьте внимательны к нему: возможно, ему понадобится ваша поддержка, но он не сможет сообщить об этом из-за недостатка слов и опыта. Тема расставания, потери и одиночества очень актуальна для детей всех возрастов. Интуитивно чуткие ко всем нюансам отношений, дети удивительно доверчивы в том, что касается потери любви. Поэтому, увидев историю про отвергнутого, брошенного или потерявшегося детеныша, малыш сразу же идентифицирует себя с главным героем, и потом будет долго переживать увиденное. Уверьте его, что с ним такого никогда не случится, потому что вам он очень дорог и заботиться о нем совсем не трудно.
Если задуматься над тем, что дети смотрят по телевизору, то же, что и взрослые, становится жутко. Какие представления о мире складываются в их ещё неокрепших душах? О чём они думают, глядя на кровь и растерзанные трупы в "Дорожном патруле", что испытывают во время показа бесконечных американских боевиков, где, кроме сцен насилия и секса, ничего нет. Даже если не задумываться над нравственными проблемами влияния телевидения на детей, само долгое сидение у телевизора наносит огромный вред нравственному и психическому здоровью детей. Самое, пожалуй, страшное - воспитанная телевизором привычка воспринимать информацию бездумно, как готовую жвачку. Мелькающие на экране картинки, бесконечный поток сведений не оставляет времени для осмысления. Если школьные программы построены таким образом, чтобы ребёнок учился думать, телевидение сводит эти усилия на нет. Давно известно, ребёнок, которому дают соску, плохо потом берет материнскую грудь, потому что с соской легче. Зачем напрягаться, если тебе с экрана телевизора дают всё в готовом виде, и думать не надо. Когда были сняты цензурные ограничения, на экраны телевизоров хлынули американские мультики весьма сомнительного качества. Ну где же детям разобраться, что многосерийные, американские "Русалочка" или "Алладин" ничего общего с первоисточниками не имеют. Бедные дети так и будут всю жизнь думать, что Русалочка - предприимчивая, напористая особа, которая всеми средствами добивается своего, а Алладин - лихой ковбой верхом на ковре-самолёте. Подобные фильмы просто убивают мир сказки, потому что сами первоисточники дети не читают. У нас есть масса прелестных мультфильмов для детей, все, наверное, помнят изумительные "Винни-пух", "Ну, погоди!" главных героев в которых озвучивали неподражаемые актеры Леонов, Папанов.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА:
1. Ограничивайте, выключайте телевизор в особенно напряженные моменты, выбирайте программу по возрасту ребенка, не позволяйте ему смотреть особенно сильных сцен.
2. Анализируйте, смотри вместе с ребенком и комментируйте ему по ходу то, что видите. Подчеркивайте отсутствие реализма (разве человек может так летать), страдание жертв агрессии ( это должно быть больно, не так ли).
3. Критикуйте. Скажите ребенку, что вы думаете о жестокости, укажите другие способы разрешения конфликта, приводите примеры из других программ и из Вашей жизни.
4. При просмотре даже самых больших жестокостей огромное значение имеет то, с чем столкнулся ребенок перед этим и что творится во время просмотра. Если сын сидит у вас на коленях и прислоняется к вам, то он по-другому переживает фильм, чем тогда, когда смотрит сам, а перед этим был наказан. Не оставляйте ребенка одного перед телевизором и дайте ему понять, что он смотрит.
5. Не злоупотребляйте телевизором сами. Пойдите с ребенком в лес, парк, почитайте книгу, сходите на выставку, поговорите, наконец, с ним о Ваших и его проблемах. Попробуйте выключить телевизор. Вы сразу почувствуете, что у Вас появилось время на воспитание своего ребенка, на спорт, на увлечения.
Успехов Вам! Будьте внимательны к своему малышу! Пусть во взрослую жизнь войдет добрый, отзывчивый, честный, справедливый, умный и удачливый человек!
А ведь это зависит прежде всего от Вас и только потом от этого монстра - телевизора.