Петриченко Майя
педагог-психолог; сказкотерапевт,
психоаналитик, гипнотерапевт,
НЛП - практик, семейный консультант
1. Что нужно принять во внимание
Стандартов относительно того, какой разумный объем домашнего задания ребенок в силах выполнять каждый день, не существует. Однако есть общее правило: отводить десять минут в день первокласснику, добавляя по мере перехода его в следующий класс еще по десять минут. Таким образом, пятикласснику в среднем будет требоваться на выполнение домашнего задания уже около часа, а восьмикласснику - полтора часа и более. (Замечание: дети каждый день по три-Четыре часа проводят у телевизора. Здесь что-то не так.) Во время выполнения домашнего задания дети часто пытаются заниматься другими делами, например, смотреть телевизор или разговаривать по телефону. Если это происходит, то у них на домашнее задание уходит в два, а то и в три раза больше времени, чем если бы они просто сели за стол и спокойно выполнили его. Если вы не знаете, что ребенку задано и когда ему сдавать задание, то не сможете помочь ему организовать свое время. Один четвероклассник начал читать книгу, причем с благим намерением, буквально накануне сдачи письменного изложения. Он совершенно недооценил объем времени, требующегося на выполнение задания. Если ребенок постоянно говорит, что ему ничего не задано или что он все сделал в школе, и вы не подвергаете это сомнению, то вы оказываете ему плохую услугу. Произнесение слов по буквам, историю, географию и т. д. вы можете проверить, пока едете на машине вместе с ребенком в магазин. Отличная идея — вспоминать слова или факты, которые ребенок уже прошел, чтобы показать, как забывается материал, если его не повторять. Этот метод особенно полезен для школьников, которые в конце каждой четверти сдают экзамены по пройденному материалу. Ваши дети в конце концов приучатся делать домашнее задание, если вы сами соблюдаете дисциплину. Выполняете ли вы свою работу в срок? Не видят ли дети, как вы откладываете важное дело и зря тратите время? А может быть, наоборот, они видят, как вы читаете книги и стремитесь узнать что-то новое? Вы сделали очень важный шаг, если добились того, что не вам приходится уговаривать детей выключить телевизор, а, наоборот, они сами просят у вас разрешение посмотреть его. Телевизор должен быть не повседневным делом, а редкой привилегией.
2. Как нужно говорить
"Если ты будешь стараться, то почти всегда будешь получать хорошие оценки. Если постараешься, но не очень, то у тебя будут хорошие оценки только иногда. Ну а если не будешь стараться, то никогда не будешь хорошо учиться". Помогая ребенку, расстроенному из-за домашнего задания, родители могут допускать одну из трех ошибок: родители слишком огорчаются и тем самым ухудшают ситуацию; родители делают за ребенка большую часть работы (совершая эту большую ошибку, вы лишь способствуете нытью и промедлению); родители отстраняются от помоши или мало помогают. Самый лучший подход — это сказать: "Я вижу, что ты огорчаешься из-за задания. Я могу сделать за тебя первую часть задания, а ты его закончишь. Или ты можешь сделать первую часть, а я закончу. Что ты предпочитаешь?" "Кажется, что как бы я ни пыталась тебе помочь, ты все равно расстроен. Может быть, нам обоим сделать пятиминутный" перерыв? Хочешь поиграть во что-нибудь?" Когда ребенок думает над задачей, пусть он свой мыслительный процесс проговаривает вслух. Это поможет вам определить, где именно он заблуждается. "Давай я покажу тебе, что я имею в виду. Когда я буду решать задачу на сложение, я буду проговаривать ее вслух: шесть плюс четыре равняется десяти, поэтому поставим ноль и перенесем единицу..." Не превращайте проверку домашнего задания в рутину. Если вам это обременительно, то ваш ребенок вряд ли будет выполнять задание с радостью и вряд ли попросит вас о помо щи. "Ах, да! Пора проверить твое домашнее задание. Сейчас я вытру руки и сяду проверять".
• "Если у тебя есть вопросы по домашнему заданию, то ты всегда можешь обращаться ко мне. Если я занят, я быстро прерву все свои дела и отвечу на твои вопросы". Покажите своими действиями, что вопросы по домашнему заданию очень важны для вас как для родителя.
3. Как не нужно говорить
АКТУАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР
Домашнее задание сопровождается еще большими трудностями, если родители расходятся во мнении, насколько нужно помогать ребенку. Будьте осторожны в плане супружеской борьбы за власть. Муж, который считает свою жену слишком снисходительной, может при проверке задания быть очень строгим и резким, чтобы компенсировать снисходительность жены. Но жена может слишком баловать ребенка, компенсируя воинственный стиль мужа. Ни в одном из этих случаев вы не оказываете ребенку реальную помощь. Если такое вашей семье свойственно, то начните с предпосылки, что самый лучший подход тот, который эффективен именно для вашего ребенка. Вы должны в первую очередь стремиться, чтобы ребенок как можно больше работал самостоятельно и при этом мог обращаться к вам за помощью. Домашнее задание должно требовать усилий, но не должно разочаровывать или переутомлять ребенка.