Трудности с домашним заданием

Петриченко Майя
педагог-психолог; сказкотерапевт,
 психоаналитик, гипнотерапевт,
НЛП - практик, семейный консультант

1. Что нужно принять во внимание

Стандартов относительно того, какой разумный объем домашне­го задания ребенок в силах выполнять каждый день, не существует. Однако есть общее правило: отводить десять минут в день первокласс­нику, добавляя по мере перехода его в следующий класс еще по де­сять минут. Таким образом, пятикласснику в среднем будет требовать­ся на выполнение домашнего задания уже около часа, а восьмикласснику - полтора часа и более. (Замечание: дети каждый день по три-Четыре часа проводят у телевизора. Здесь что-то не так.) Во время выполнения домашнего задания дети часто пытаются заниматься другими делами, например, смотреть телевизор или раз­говаривать по телефону. Если это происходит, то у них на домашнее задание уходит в два, а то и в три раза больше времени, чем если бы они просто сели за стол и спокойно выполнили его. Если вы не знаете, что ребенку задано и когда ему сдавать зада­ние, то не сможете помочь ему организовать свое время. Один четве­роклассник начал читать книгу, причем с благим намерением, бук­вально накануне сдачи письменного изложения. Он совершенно не­дооценил объем времени, требующегося на выполнение задания. Если ребенок постоянно говорит, что ему ничего не задано или что он все сделал в школе, и вы не подвергаете это сомнению, то вы оказываете ему плохую услугу. Произнесение слов по буквам, историю, географию и т. д. вы мо­жете проверить, пока едете на машине вместе с ребенком в магазин. Отличная идея — вспоминать слова или факты, которые ребенок уже прошел, чтобы показать, как забывается материал, если его не по­вторять. Этот метод особенно полезен для школьников, которые в конце каждой четверти сдают экзамены по пройденному материалу. Ваши дети в конце концов приучатся делать домашнее задание, если вы сами соблюдаете дисциплину. Выполняете ли вы свою рабо­ту в срок? Не видят ли дети, как вы откладываете важное дело и зря тратите время? А может быть, наоборот, они видят, как вы читаете книги и стремитесь узнать что-то новое? Вы сделали очень важный шаг, если добились того, что не вам приходится уговаривать детей выключить телевизор, а, наоборот, они сами просят у вас разрешение посмотреть его. Телевизор должен быть не повседневным делом, а редкой привилегией.

2. Как нужно говорить

  • Самое важное - это постоянно УЧИТЬ ребенка, что вы цени­те образованность и считаете домашнее задание чрезвычайно важным делом. Разумеется, большинство детей предпочита­ют домашним заданиям игры. Вы можете посочувствовать ребенку, не забывая при этом подчеркнуть, что цените обра­зованность. "Я знаю, что тебе хотелось бы, чтобы ничего не задавали на дом. Помню, что и у меня возникало такое жела­ние. Но я хочу, чтобы ты узнал как можно больше, поскольку знаю, что если ты будешь стараться в школе, то перед тобой откроется гораздо больше возможностей, когда ты станешь старше".
  • Детям нужно помогать проявлять упорство, когда задание трудное. Для этого они должны верить, что у них есть все, что требуется для его успешного завершения дела. По крайней мере, они должны верить, что если хорошо постараешься, то, скорее всего, добьешься успеха. "Как только ты пришел до­мой из школы, ты сразу же сел за письменный стол и начал делать домашнее задание. Это очень мудро. Я заметила, как ты просматривал главу, когда не знал, как ответить на постав­ленный вопрос. Это тоже хорошая идея". "Я вижу, что прежде чем обратиться ко мне за помощью, ты пытался решить эту задачу сам. Это говорит о том, что ты ста­рался".

"Если ты будешь стараться, то почти всегда будешь получать хорошие оценки. Если постараешься, но не очень, то у тебя будут хорошие оценки только иногда. Ну а если не будешь ста­раться, то никогда не будешь хорошо учиться". Помогая ребенку, расстроенному из-за домашнего задания, ро­дители могут допускать одну из трех ошибок: родители слиш­ком огорчаются и тем самым ухудшают ситуацию; родители делают за ребенка большую часть работы (совершая эту боль­шую ошибку, вы лишь способствуете нытью и промедлению); родители отстраняются от помоши или мало помогают. Са­мый лучший подход — это сказать: "Я вижу, что ты огорча­ешься из-за задания. Я могу сделать за тебя первую часть за­дания, а ты его закончишь. Или ты можешь сделать первую часть, а я закончу. Что ты предпочитаешь?" "Кажется, что как бы я ни пыталась тебе помочь, ты все равно расстроен. Может быть, нам обоим сделать пятиминутный" пе­рерыв? Хочешь поиграть во что-нибудь?" Когда ребенок думает над задачей, пусть он свой мыслитель­ный процесс проговаривает вслух. Это поможет вам опреде­лить, где именно он заблуждается. "Давай я покажу тебе, что я имею в виду. Когда я буду решать задачу на сложение, я буду проговаривать ее вслух: шесть плюс четыре равняется десяти, поэтому поставим ноль и перенесем единицу..." Не превращайте проверку домашнего задания в рутину. Если вам это обременительно, то ваш ребенок вряд ли будет вы­полнять задание с радостью и вряд ли попросит вас о помо щи. "Ах, да! Пора проверить твое домашнее задание. Сейчас я вытру руки и сяду проверять".

• "Если у тебя есть вопросы по домашнему заданию, то ты все­гда можешь обращаться ко мне. Если я занят, я быстро прерву все свои дела и отвечу на твои вопросы". Покажите своими действиями, что вопросы по домашнему заданию очень важ­ны для вас как для родителя.

3. Как не нужно говорить

  • "Ты сделал свое домашнее задание? Хорошо". Спросите, что было задано и проверьте выполненное задание. Покажите свою заинтересованность. Это возможность выявить ошибки и похвалить ребенка за усердие,
  • "Тебе сегодня ничего не задали? Ну ладно". Проявляйте боль­ше интереса. Может быть, ребенок успел сделать задание в школе? Характерно ли отсутствие домашнего задания? Если это так, то учитель халатно относится к своим обязанностям.
  • "Хорошо, в этот раз я сделаю задание за тебя. Но в следую­щий раз тебе лучше закончить задание за день до сдачи!" Это проблема как ваша, так и вашего ребенка. Если вы следите за выполнением задания, то вы можете напоминать ребенку о том, чтобы он уложился в срок. Конечно, иногда домашнее задание приходится доделывать в последнюю минуту, но это должно случаться в крайних случаях.
  • "Почему ты не сказал мне, что тебе в понедельник сдавать со­чинение? Теперь нам придется потратить на него выходные!" Привейте ребенку привычку каждый раз говорить вам, что ему задано на дом. В некоторых школах требуют, чтобы дети за­
    писывали задания в дневник, который вы должны проверять. Если вы не будете регулярно интересоваться выполнением до­машнего задания, то некоторые задания могут "ускользнуть". Даже очень способные дети не всегда могут правильно орга­низоваться и поэтому бывают не в состоянии оценить, сколь­ко времени займет у них то или иное задание.

АКТУАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР

Домашнее задание сопровождается еще большими трудностя­ми, если родители расходятся во мнении, насколько нужно помогать ребенку. Будьте осторожны в плане супружеской борь­бы за власть. Муж, который считает свою жену слишком снис­ходительной, может при проверке задания быть очень строгим и резким, чтобы компенсировать снисходительность жены. Но жена может слишком баловать ребенка, компенсируя воин­ственный стиль мужа. Ни в одном из этих случаев вы не оказы­ваете ребенку реальную помощь. Если такое вашей семье свой­ственно, то начните с предпосылки, что самый лучший подход тот, который эффективен именно для вашего ребенка. Вы дол­жны в первую очередь стремиться, чтобы ребенок как можно больше работал самостоятельно и при этом мог обращаться к вам за помощью. Домашнее задание должно требовать усилий, но не должно разочаровывать или переутомлять ребенка.

Пациентам
Специалистам
Полезная информация