Упрямство и капризность у детей

Ослик упрямый поссорился с мамой,
Губы надул и сердитый стоит.
Ослик упрямый поссорился с мамой,
Поссорился с мамой,
И грозно глядит.

Ты уж такая, Ты уж сякая!
Маму ругает малыш про себя.
Ослик не прав, И об этом он знает,
Ослик упрямый.… Да это же я! 

 

Родителям необходимо знать, что упрямство, капризность у ребенка это симптомы возрастного кризиса. Все они свидетельствуют о том, что ваш ребенок стал достаточно взрослым для того, чтобы совсем по-другому перестроить свои отношения с вами. Малыш еще не знает этого, но интуитивно предпринимает первые шаги, чтобы стать независимой личностью, которая имеет собственные желания, чувства, потребности, намерения.

Родителей пугают такие внезапные изменения в поведении ребенка. И больше всего, тревожит их в этом случае, - это потерять контроль над ситуацией, над ребенком. Именно в период возрастного кризиса дети остро нуждаются в поддержке и терпении со стороны взрослых, особенно в спорных и конфликтных ситуациях. Главная задача родителей - научить ребенка действовать в соответствии с общепринятыми социальными нормами, которые юному поколению часто кажутся неправильными, непонятными, несправедливыми. А еще важно, чтобы ребенок выработал умение самостоятельно принимать решения и отвечать за их выполнение.

Необходимо помнить, что ребенок, как и взрослый, имеет право на собственную точку зрения, привычки, а так же сердиться и быть не в настроении. По своему усмотрению распоряжаться своими вещами и игрушками, выбирать цвет обоев, одежду, друзей. Никто не может заставить есть то, что он не любит и т.д. Не надо ломать характер ребенка любой ценой освобождаться от упрямства. Преобразуйте упрямство в целеустремленность.

Рекомендации:

  • Предоставляйте ребенку самостоятельность там, где только возможно. Пусть он сам принимает решение о том, например, хочет ли в настоящий момент гулять на улице, в какую игру играть, какую одежду одевать, съесть конфету сейчас или позже и т.п. Если ваш малыш будет иметь пространство для самостоятельных решений, ему проще будет признать и принять те решения, которые принимаете вы.
  • Поощряйте, хвалите ребенка за правильное поведение. Таким образом, вы даете понять, какие нормы приемлемы для вас.
  • Согласуйте с ребенком правила, запреты, которые, по вашему мнению, необходимы, и четко их придерживайтесь. Ребенок должен осознавать, что существует "нельзя", которое обсуждению не подлежит. Очень часто проблемы в поведении детей возникают из-за того, что они просто пытаются установить для себя границы разрешенного. И если эти границы не определены, то дети теряют чувство безопасности и уверенности.
  • Не пытайтесь во время приступа упрямства или капризности внушить, что-либо своему ребенку – это бесполезно. Ругать и шлепать ребёнка нельзя, это ещё сильнее его взбудоражит. Лучше всего переключить внимание ребенка, на что ни будь другое.
  • Поддерживайте стремления малыша проявлять самостоятельность и независимость.
  • Если ребенок в силу своего физического развития не в состоянии справиться: не хватает силы, чтобы ударить по большому мячу брата, трудно удержать в руке полную чашку сока, не удается продвинуть кубик сквозь кольцо. И ваше желание помочь, вместо желаемого результата, может привести к новым вспышкам недовольства со стороны ребенка. Лучше всего, когда ваша помощь будет минимальной. Не спешите объяснять, показывать, выполнять вместо ребенка, но разберитесь, в чем возникли трудности, и только немного помогите ребенку справиться с заданием.
  • Чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, окружите его вещами, которыми он уже может оперировать, которые соответствуют его возрасту. Тогда ребенку легко будет чувствовать себя сильным и уверенным. Да и вы будете меньше запрещать ребенку. И он сможет тратить свою энергию на познание мира, а не будет расточать ее на взрывы гнева.

ГУЗ "Центр медицинской профилактики департамента здравоохранения Краснодарского края".

Педагог – психолог Пономарева Екатерина Николаевна.

Пациентам
Специалистам
Полезная информация