Петриченко Майя Николаевна ГУЗ ЦМП
семейный консультант, НЛП - практик,
сказкотерапевт, гипнотерапевт, психоаналитик
1. Формирование умственной готовности.
1.1. Вызвать у ребенка интерес к окружающему миру:
- обращать внимание на какие-то происшествия на улице, на события общественной жизни и жизни семьи, говорить об этом с ребенком;
- как можно чаще спрашивать у ребенка: "Чему вы сегодня научились в детском саду? Что было в детском саду интересного?" Если ребенок рассказывает о том, что делали, спросите: "А как это делается?"
он должен уметь передать словами, а не посредством показа;
- играть с ребенком в настольно-печатные игры типа лото, детского домино и др., развивающие смекалку, сообразительность, умение соблюдать правила.
1.2. Учить сравнивать, анализировать:
- учить ребенка анализировать образец, выделить составные элементы;
- чем похожи и чем отличаются (цветы, листья, деревья и т. д.);
- выделять существенные признаки времен года; как животные и растения приспосабливаются к условиям обитания (подорожник растет при дороге, у него крепкий стебель, который не разрушается, если его
топчут).
1.3. Развивать наблюдательность:
- отмечать изменения, происходящие в микрорайоне (растет новый дом, появилась клумба, отремонтировали дорогу);
- во время прогулки, поездки играть с ребенком в игры "Кто больше заметит";
- следить за ростом и развитием комнатных растений, огорода, животных.
1.4. Развитие речи:
- прочесть дома ребенку небольшой рассказ (например, из журнала "Веселые картинки"), предложить рассказать его кому-то из членов семьи. Не прерывать ребенка, не делать замечаний по ходу рассказа.
Если ребенок испытывает затруднения в передаче содержания, не подсказывать, а задавать наводящие вопросы. Если ребенок допускает грамматические ошибки, то взрослый должен сам построить предложения и после того, как ребенок выслушает, предложить ему сказать правильно;
- купить любую детскую книжечку, рассмотреть ее вместе с ребенком, прочитать ему и поговорить о том, что больше всего понравилось.
Внимательно выслушивая, иногда спрашивать "Почему?" (при этом ни в коем случае не навязывать своего мнения). Исправлять допускаемые ребенком ошибки, предлагая ему правильно построить всю фразу, в которой была допущена ошибка;
- после очередной прогулки (в парк, в лес, на речку), поездки, экскурсии предлагать ребенку передать кому-либо из членов семьи или тех, кто пришел в гости, свои впечатления. Приучать при этом к последовательному изложению мыслей: где были, что видели, что делали, что интересного или неожиданного произошло, что произвело особое впечатление. Если ребенок рассказывает слишком схематично, дополнить своим описанием, передавая при это чувства, отношения;
- периодически предлагать ребенку выучить наизусть стихи, интересные загадки.
2. Воспитание волевой готовности.
2.1. Приучать детей выполнять словесные указания:
- давать ребенку разные поручения по дому. Формулировать их четко и коротко. Приучать запоминать с одного раза;
- периодически давать ребенку поручения-задания с отсрочкой их выполнения; сегодня на завтра, утром на вечер. Не напоминать до тех пор, пока не наступило обусловленное время. При невыполнении не ускорять, а предложить новое и объяснить его важность;
- периодически предлагать ребенку сделать определенные конструкции из кубиков, из мозаики, пластилина и Т. д. Например:
- построй трехэтажный дом с тремя подъездами;
- построй трехэтажное здание с тремя подъездами, с пятью окнами на каждом этаже;
- построй трехэтажное здание с тремя подъездами, с пятью окнами на каждом этаже и гаражами для машин во дворе.
Аналогичные задания на рисунках: нарисуй два дома, по бокам деревья, а между домами клумбу.
2.2.Приучать ребенка строго соблюдать правила игры (настольных, подвижных, ролевых), требования к заданию. Если ребенок не знает, объяснить, что тогда разрушается игра.
2.3.Воспитать у ребенка готовность преодолевать встречающиеся трудности своими силами.
- если у ребенка что-то не получается, не спешите ему помочь. Предложить разобраться, что сделано повторно или неудачно, и сделать удачно, иначе. Не разрешать оставлять незаконченным делом.
Задания: разрезанные картинки, составление фигуры из отдельных частей, головоломки;
- привлекать ребенка к совместным со взрослыми домашним работам, посильным для дошкольника. Если он чего-то не умеет — не выполнять вместо него, а показать и добиться, чтобы он сделал сам, хотя бы и неудачно. Задания: убрать квартиру, приготовить салаты и пр.;
- приучать ребенка ежедневно придерживаться принятого в семье распорядка; класть каждую вещь на свое место, убирать игрушку и книгу.
3. Воспитание организованности и внимательности:
- прежде чем начать любое дело (игру, рисование, уборку и пр.), представить, что для этого понадобится. Приготовить все необходимое и расположить па столе в том порядке, который наиболее удобен для работы.
Не разрешать ребенку начинать какие-то занятия, не приготовившись к ним;
- учить укладываться в отведенное для работы время: поставив часы, наказать, сколько можно сделать за 5 минут или за 10 (элементы рисунка, одеться и пр.);
- приучать заботиться об исполнении своих замыслов или принятых поручений. До выполнения задания спрашивать, что он будет делать (какую постройку, какой рисунок, узор и пр.). По окончании — получилось ли то, что он задумал;
- приучать ребенка сосредоточиться на том, чем он занят, не отвлекаться в процессе любой деятельности. Не прерывать его занятий, в случае необходимости — объяснять, а не приказывать.