Задания для родителей будущих первоклассников

Петриченко Майя Николаевна ГУЗ ЦМП
семейный консультант, НЛП - практик,
сказкотерапевт, гипнотерапевт, психоаналитик

1. Формирование умственной готовности.

1.1. Вызвать у ребенка интерес к окружающему миру:

  • обращать внимание на какие-то происшествия на улице, на события общественной жизни и жизни семьи, говорить об этом с ребенком;
  • как можно чаще спрашивать у ребенка: "Чему вы сегодня научились в детском саду? Что было в детском саду интересного?" Если ребе­нок рассказывает о том, что делали, спросите: "А как это делается?"
    он должен уметь передать словами, а не посредством показа;
  • играть с ребенком в настольно-печатные игры типа лото, детского домино и др., развивающие смекалку, сообразительность, умение со­блюдать правила.

1.2. Учить сравнивать, анализировать:

  • учить ребенка анализировать образец, выделить составные элементы;
  • чем похожи и чем отличаются (цветы, листья, деревья и т. д.);
  • выделять существенные признаки времен года; как животные и ра­стения приспосабливаются к условиям обитания (подорожник растет при дороге, у него крепкий стебель, который не разрушается, если его
    топчут).

1.3. Развивать наблюдательность:

  • отмечать изменения, происходящие в микрорайоне (растет новый дом, появилась клумба, отремонтировали дорогу);
  • во время прогулки, поездки играть с ребенком в игры "Кто больше за­метит";
  • следить за ростом и развитием комнатных растений, огорода, жи­вотных.

1.4. Развитие речи:

  • прочесть дома ребенку небольшой рассказ (например, из журнала "Веселые картинки"), предложить рассказать его кому-то из членов семьи. Не прерывать ребенка, не делать замечаний по ходу рассказа.
    Если ребенок испытывает затруднения в передаче содержания, не подсказывать, а задавать наводящие вопросы. Если ребенок допус­кает грамматические ошибки, то взрослый должен сам построить пред­ложения и после того, как ребенок выслушает, предложить ему сказать правильно;
  • купить любую детскую книжечку, рассмотреть ее вместе с ребенком, прочитать ему и поговорить о том, что больше всего понравилось.

Внимательно выслушивая, иногда спрашивать "Почему?" (при этом ни в коем случае не навязывать своего мнения). Исправлять допуска­емые ребенком ошибки, предлагая ему правильно построить всю фра­зу, в которой была допущена ошибка;

  • после очередной прогулки (в парк, в лес, на речку), поездки, экскур­сии предлагать ребенку передать кому-либо из членов семьи или тех, кто пришел в гости, свои впечатления. Приучать при этом к после­довательному изложению мыслей: где были, что видели, что делали, что интересного или неожиданного произошло, что произвело особое впечатление. Если ребенок рассказывает слишком схематично, до­полнить своим описанием, передавая при это чувства, отношения;
  • периодически предлагать ребенку выучить наизусть стихи, интерес­ные загадки.

2. Воспитание волевой готовности.

2.1. Приучать детей выполнять словесные указания:

  • давать ребенку разные поручения по дому. Формулировать их четко и коротко. Приучать запоминать с одного раза;
  • периодически давать ребенку поручения-задания с отсрочкой их вы­полнения; сегодня на завтра, утром на вечер. Не напоминать до тех пор, пока не наступило обусловленное время. При невыполнении не ускорять, а предложить новое и объяснить его важность;
  • периодически предлагать ребенку сделать определенные конструк­ции из кубиков, из мозаики, пластилина и Т. д. Например:
    • построй трехэтажный дом с тремя подъездами;
    • построй трехэтажное здание с тремя подъездами, с пятью окнами на каждом этаже;
    • построй трехэтажное здание с тремя подъездами, с пятью окнами на каждом этаже и гаражами для машин во дворе.

Аналогичные задания на рисунках: нарисуй два дома, по бокам деревья, а между домами клумбу.

2.2.Приучать ребенка строго соблюдать правила игры (настольных, под­вижных, ролевых), требования к заданию. Если ребенок не знает, объяснить, что тогда разрушается игра.

2.3.Воспитать у ребенка готовность преодолевать встречающиеся трудно­сти своими силами.

  • если у ребенка что-то не получается, не спешите ему помочь. Предло­жить разобраться, что сделано повторно или неудачно, и сделать удач­но, иначе. Не разрешать оставлять незаконченным делом.

Задания: разрезанные картинки, составление фигуры из отдельных частей, головоломки;

  • привлекать ребенка к совместным со взрослыми домашним работам, посильным для дошкольника. Если он чего-то не умеет — не выполнять вместо него, а показать и добиться, чтобы он сделал сам, хотя бы и не­удачно. Задания: убрать квартиру, приготовить салаты и пр.;
  • приучать ребенка ежедневно придерживаться принятого в семье распо­рядка; класть каждую вещь на свое место, убирать игрушку и книгу.

3. Воспитание организованности и внимательности:

  • прежде чем начать любое дело (игру, рисование, уборку и пр.), предста­вить, что для этого понадобится. Приготовить все необходимое и распо­ложить па столе в том порядке, который наиболее удобен для работы.

Не разрешать ребенку начинать какие-то занятия, не приготовившись к ним;

  • учить укладываться в отведенное для работы время: поставив часы, наказать, сколько можно сделать за 5 минут или за 10 (элементы рисун­ка, одеться и пр.);
  • приучать заботиться об исполнении своих замыслов или принятых по­ручений. До выполнения задания спрашивать, что он будет делать (ка­кую постройку, какой рисунок, узор и пр.). По окончании — получилось ли то, что он задумал;
  • приучать ребенка сосредоточиться на том, чем он занят, не отвлекаться в процессе любой деятельности. Не прерывать его занятий, в случае не­обходимости — объяснять, а не приказывать.
Пациентам
Специалистам
Полезная информация