Ох, уж эти мужчины!

ОХ, УЖ ЭТИ МУЖЧИНЫ!
ИЛИ СИНДРОМ ПИТЕРА ПЭНА

Петриченко Майя Николаевна
педагог-психолог ГУЗ ЦМП
семейный консультант, НЛП - практик,
сказкотерапевт, гипнотерапевт, психоаналитик

Что такое детство? У каждого свои ассоциации, воспоминания. Для кого-то детство - это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. Для кого-то сказочный остров…

Для большинства из нас остров беззаботного детства давно подернулся туманной дымкой. "До сих пор до нашего слуха порой доносится шум прибоя, но мы уже никогда не высадимся на том берегу". Потому, наверное, что перестали быть легкомысленными и бессердечными, бесшабашными и эгоистичными. Не все, к сожалению.

СИНДРОМ ПИТЕРА ПЭНА – широко известный в последние годы термин, приятый для обозначения своеобразного психологического явлении – ненормально затянувшегося мальчишества, неумение и нежелание мальчика повзрослеть. В силу трудно объяснимых причин, девочки данному синдрому практически не подвержены.

Синдром назван по имени героя сказки английского писателя Д. Барри. Сказка начинается словами: "Все дети рано или поздно вырастают. Кроме одного". Это единственное исключение – вечно двенадцатилетний Питер Пэн, воплощающий самые сокровенные фантазии всех своих сверстников. Избавленный от родительской опеки (родителей у него просто нет), он живет на сказочном острове, населенном феями, русалками, индейцами, пиратами, и постоянно  переживает захватывающие приключения, проявляя храбрость и мужество. Иногда он посещает реальный мир, чтобы послушать сказки, которые рассказывает девочка Венди своим младшим братьям. Познакомившись с Венди, он приглашает ее вместе с братьями на свой сказочный остров, чтобы она рассказывала сказки его товарищам по играм и заботилась о них. Но, проведя несколько дней в азарте приключений, Венди решает вернуться в родительский дом – туда, где мужество проявляется не в фехтовании на саблях, а в ежедневной прозаической борьбе за хлеб насущный, заботе о близких и где дети неизбежно становятся взрослыми. Сказка немного грустная, хотя и глубокомысленная, многослойная. Сказочный Питер Пэн "законсервировавшийся" в своем ребячестве, превыше всего ценит спонтанные радости жизни и категорически противится принятию на себя каких-либо обязанностей и обязательств. И самое главное – он не способен на настоящую привязанность. Его товарищи по играм – герои его приключений и не более того. И даже их гибель, уход их жизни воспринимается им как досадная неприятность, мешающая его планам, но никак не утрата. Когда, чтобы спасти его от яда фея Динь-Динь выпивает предназначавшийся ему яд, он лишь с недоумением вопрошает: "Зачем ты это сделала?"

"Ее крылышки уже беспомощно опустились, крохотное тельце похолодело. "Дурачок ты!" - только и сказала она с последней грустной улыбкой". Ни ее любви, ни заботы, ни ревности Питер Пэн не почувствовал.

А сколько в нашей реальной жизни похожих сюжетов! Сколько женщин приходит к психологу с проблемами взаимоотношений с мужчинами, которые переживают утрату близких, развод не сильнее чем моросящий за окном дождик. Оставляют жену и детей, не выплачивая алименты. Нисколько не интересуясь их судьбой.

Вы наверняка встречали этих резвых, "самодостаточных" мальчиков всех возрастов, не умеющих и не желающих обременять себя привязанностью, стремящихся наслаждаться жизнью "здесь и теперь", превыше всего ценящих свою свободу говорить и делать что им вздумается. Повзрослеть для них – значит утратить свою спонтанность. Они отказываются признать, что "жизнь - это тоже замечательное приключение", хотя и мало похожа на увлекательную сказку, а порой скучна, тяжела, чревата заботами и различными проблемами. Не желая ничем нарушать душевное благополучие своего внутреннего дитяти, современные Питеры Пэны беззаботно плывут по течению жизни. Или просто не тонут…?

Психологи единодушно сходятся о мнении, что данный синдром – результат дефектов семейного воспитания. "Самодостаточный" Питер Пэн, у которого все есть (кроме, пожалуй, личностного стержня) и который никому ничего не должен, становится культовой фигурой нашего времени – "дитя природы, хоть дурное, но Дитя…"

Реальный ребенок, хотя он по-своему очень мил, по натуре своей безответственное существо, легкомысленное и бессердечное, не способен ни на самоотверженность, ни даже на элементарную самодисциплину. Настоящим человеком ему только предстоит стать, причем с активной помощью взрослых, которые постепенно, дозировано приучают их к грузу взрослой жизни. Если это не делается, мальчишке так и не удается по-настоящему повзрослеть. И тогда…. Он сам себе не рад. Да и окружающим из-за его хронической безответственности, вечного промедления в делах, упорного нежелания смотреть правде в глаза тоже не сладко. Он всегда причиняет горе тем, кто его любит, жаждет внимания и люби, но легко плюет в душу любящих его.

Психологический портрет Питера Пэна:

  • эмоции заторможены, реакции неадекватны: недовольство выходит на поверхность в виде ярости, радость – истерики, разочарование – жалости к себе и т.д.;
  • как он ни старается, у него нет настоящих друзей, потому, что он сам никого не ценит и с легкостью предает, в подростковом возрасте легко попадает под влияние сверстников; действия его импульсивны, нет четкого представления о том, что хорошо, что плохо; он чаще проявляет внимание по отношению к знакомым, чем к своей семье; он одинок, и одиночество часто приводит его в состояние паники;
  • стремлении не замечать проблем в надежде, что они разрешатся сами по себе; не признает своих ошибок и просто не может заставить себя извиниться; очень изобретателен в сваливании своей вины на других;
  • отношение к матери двойственное – раздражение сочетается с чувством вины, порожденным желанием освободится от ее влияния; в ее присутствии возникает напряженность в отношениях с элементами сарказма и последующими вспышками нежности; в детстве часто бьет на чувство жалости к себе, чтобы добиться, в основном от матери, желаемого, особенно денег;
  • контакта с отцом не получается; он жаждет духовной близости с отцом, но не надеется заслужить его любовь и одобрение; в зрелом возрасте он продолжает идеализировать отца; отсюда возникают его проблемы с начальством;
  • после наступления половой зрелости начинает интенсивно искать себе подругу, но инфантильность отталкивает девушек; боязнь быть отвергнутым он прячет под маской жестокости и бессердечия "бывалого парня"; в большинстве случаев остается девственником и после 20 лет, стыдясь того и хвастая мнимыми победами.

Симптомы:

  • от 12 до14 лет – безответственный, беспокойный характер, одинок, половая роль нарушена;
  • от 18 до 22 лет – отрицание проблем в межличностных отношениях превращается в нарциссизм (самолюбование); в поведении преобладает чрезмерная жестокость;
  • от 23 до 25 лет – серьезный кризис, общее разочарование в жизни;
  • от 26 до 33 – смиряется с хроническим состояние недовольства жизнью, играет роль взрослого;
  • от 31 до 45 лет – даже если есть постоянная работа, жена, дети, - находится в состоянии непреходящего отчаяния, которое делает его жизнь скучной и монотонной;
  • после 45 лет- депрессия и раздражительность усиливаются, в попытке вернуть молодость бросает семью и пытается искать утешения у молоденьких.

Как часто женщины, выходя замуж, самонадеянно предполагают, что их любовь может изменить мужчину, сгладит острые углы его характера и ОН И ОНА будут жить долго и счастливо…

Он как прежде был маленьким мальчиком,
а она – взрослой женщиной.
Но он ничего не заметил,
потому, что был занят собой…

Пациентам
Специалистам
Полезная информация