Далеко не во всех семьях обстоятельства складываются столь удачно, что ребенок может постоянно находиться при маме. Чаще всего приходится рано или поздно отдавать малыша в детский сад. Хотя слово "приходится" в данном случае не совсем точно: многие родители стремятся поскорее отправить ребенка в детский сад, мотивируя свое стремление тем, что в детском саду с ребенком будут систематически заниматься воспитатели и что в детском коллективе ребенок будет лучше развиваться. Это все, конечно, так: и воспитатели занимаются с детьми по системе, по утвержденной программе, и развивает детский коллектив, однако домашнее воспитание имеет свои преимущества. Если у родителей есть достаточно времени, чтобы посвятить его воспитанию ребенка, - это лучший вариант. Если этого времени нет и ребенок предоставлен самому себе, то детский сад – более подходящий выход.
Итак, взвесив все "за" и "против", вы решили, что без помощи детского сада вам не обойтись… как определить, готов или не готов ребенок посещать детский коллектив?
Понаблюдайте за ребенком: может ли он хоть на какое-то время остаться без вашего присутствия. Если вы заняты приготовлением пищи или стиркой, а малыш сидит у себя в детской комнате и совершенно увлечен игрой, то такой ребенок вполне может посещать детский сад. Отсутствие поблизости мамы не будет для него трагедией. Но если ребенок не хочет оставаться без мамы и ходит всюду за ней "хвостиком", такому малышу еще рано в детский сад, а если вы все-таки его в сад определите, ваше внезапное исчезновение из поля зрения может вызвать очень сильную отрицательную реакцию – вплоть до психической травмы. Любой переход в иное качество нужно готовить.
Следует заметить, что всякому малышу не нравится, когда мама, приведшая его в садик, вдруг исчезает. И практически каждый ребенок в первые дни пускается в плач. Но здесь на помощь приходят воспитатели и няни – опыта в этом деле у них немало; они умеют отвлечь малыша от его проблемы.
Замечено, что проще и быстрее привыкают к детскому коллективу контактные дети. Большое значение в развитии такого важного качества, как общительность, имеет воспитание. Перед тем как вы отдадите ребенка в садик, необходимо, чтобы малыш почаще бывал в обществе своих сверстников. В результате общения у ребенка складываются навыки, которые пригодятся ему не только в детском саду, но и в школе и далее – по жизни… один из самых важных навыков – способность завязывать знакомства. Если ребенок научится этому по возможности раньше, ему легче придется в жизни.
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что перед тем, как отправить ребенка в детский сад, вы должны соответствующим образом подготовить малыша. Ваш ребенок должен уметь обиходовать себя: управляться с ложкой, умываться, ходить на горшок, должен быть приучен к режиму. Кто-то скажет, что в группе за детьми ухаживают воспитатели и няни. Да, конечно. Но вы бывает не в силах успеть за одним ребенком. Каково же может быть с двадцатью!
Перед тем как отдать ребенка в детский сад, вы должны посетить группу, поговорить с воспитателем, ознакомиться с условиями, в каких проводят весь день дети, - с тем, чтобы максимально приближенные условия создать дома. Во-первых, это касается режима дня. Не исключено, что тот режим, к которому привык ваш ребенок, отличается от детсадовского. Во-вторых, необходимо учесть физические отличия: температура воздуха, его влажность, освещенность помещения и т.д.
К переменам в своей жизни ребенок должен быть готов психологически. Серьезно и спокойно объясните ему, что в детский сад ходить необходимо, что это требуют обстоятельства. Неплохо срабатывает следующий аргумент: это твоя работа малыш; ведь все должны ходить на работу. Не забудьте заверить ребенка, что придете за ним вечером. В чем, в чем – а в этом у него не должно быть сомнений.
Если обстоятельства позволяют, в первые дни не нужно оставлять ребенка в детском саду надолго. Для начала можно оставить его на час-два. Потом несколько увеличить это время. Обед и сон – дома, а после сна – еще на часок в сад. Воспитатели, разумеется, пойдут вам в этом навстречу. И так, постепенно увеличивая "нагрузку", - в течение двух-трех недель. Как правило, такая тактика дает хорошие результаты, и период адаптации в детском саду проходит более-менее спокойно.
Весьма облегчит привыкание к детскому саду продуманное поведение дома. Полный покой, никаких раздражителей. Ребенок весь день испытывал эмоциональную нагрузку, и у него должна быть возможность отдохнуть.
Ни в коем случае не опаздывайте забирать ребенка из детского сада. И не только в первые дни, но и после. Это очень тревожит малыша. То, что всех забрали из группы, а его нет, - угнетает ребенка. Он чувствует себя покинутым, возможно даже человеком второго сорта. И если это ощущение повторяется, оно может закрепиться в сознании и остаться надолго.
Постоянно повторяющаяся психическая травма приводит к развитию стрессов. А хронический стресс посредством сложного механизма снижает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Ребенок, у которого в нервно-эмоциональном плане не все благополучно, заболевает простудами значительно чаще других детей.
Даже дети, которые уже давно посещают детский сад, случается плачут при расставании с мамой. Не следует принимать это близко к сердцу. Вы уйдете и ваш ребенок уже через пять минут будет бегать с другими детьми и смеяться. Если у вас есть сомнения насчет этого, понаблюдайте за своим ребенком через окно незаметно. И будете весь день спокойны.
ГБУЗ "Центр общественного здоровья и медицинской профилактики" министерства здравоохранения Краснодарского края