Методические рекомендации для руководителей спортивных учреждениий и тренеров

Государственное учреждение здравоохранения
"Центр медицинской профилактики"
департамента здравоохранения Краснодарского края

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для руководителей спортивных учреждений и тренеров

АВТОРЫ:

Ротаренко Анатолий Степанович – главный врач ГУЗ "Центр медицинской профилактики департамента здравоохранения Краснодарского края, к.м.н.

Дьяченко Седа Ервандовна – психолог ГУЗ "Центр медицинской профилактики департамента здравоохранения Краснодарского края.

Сердюкова Елена Викторовна – врач-методист ГУЗ "Центр медицинской профилактики департамента здравоохранения Краснодарского края.

Психологическое обеспечение подготовки спортсмена.

В помощь тренеру.

Спорт занимает большое место в жизни современного общества. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие человека, но и содействует воспитанию его морально-волевых качеств. Виды спорта многообразны, и все они требуют больших умственных и физических усилий, систематических тренировок. Разработка эффективных методов спортивной тренировки невозможна без изучения, с одной стороны, характерных особенностей и закономерностей спортивной деятельности, а с другой - личности спортсмена как субъекта этой деятельности. Наряду с другими науками психология спорта призвана дать анализ важнейших сторон спортивной деятельности и тем самым помочь рациональному решению многих связанных с ней практических вопросов.

Спортивная психология-область психологической науки, изучающая закономерности проявления и развития психики человека в условиях спортивной деятельности. Специфика спорта - это высочайшая мотивация, позволяющая подвергать себя многолетним ежедневным физическим и психическим нагрузкам с целью достижения победы на соревнованиях. Благодаря этой мотивации спорт стал великолепной естественной лабораторией человеческих возможностей (физических и психологических).

Специфика спорта - это высочайшие требования к волевым качествам спортсменов, это постоянное преодоление трудностей объективного и субъективного характера, это обилие стрессовых ситуаций и высокая ответственность за исход выступления.

В ГУЗ "Центр медицинской профилактики департамента здравоохранения Краснодарского края" работает служба, основной задачей которой является психологическое обеспечение подготовки спортсменов.

Многолетняя подготовка спортсмена состоит из этапов:

Начальная подготовка, содержанием которой является укрепление здоровья, выявление задатков и способностей, обучение основам техники спорта, воспитание устойчивого интереса и любви к занятиям.

Психологические вопросы подготовки спортсмена, как правило, попадают в поле внимания тренеров только тогда, когда после нескольких лет занятий их ученики приобретают достаточно высокий уровень мастерства и начинают выступать в соревнованиях. Вследствие этого не используются многие возможности повышения эффективности тренировочного процесса, формирование психологических предпосылок надежности выступлений в соревнованиях. А ведь именно на этом этапе формируются психологические предпосылки высших спортивных достижений. Специфической чертой этого этапа подготовки является слабая мотивация занятий спортом у детей и подростков. Нет интереса к определенному виду спорта, а есть стремление просто к двигательной активности.

Закрепление детей в спорте зависит от того, на сколько в процессе занятий удовлетворяются их потребности, реализуются мотивы. Задача тренера: способствовать организации занятий, которые позволят достичь того, к чему стремятся дети, то есть усовершенствовать двигательные навыки, получить удовольствие от двигательной активности, проявить самостоятельность, инициативу, другие качества личности.

Занятия спортом должны удовлетворять потребности детей в неформальном общении, обеспечивать положительные эмоции за счет интересной и разнообразной работы, исключающей скуку и потерю внимания. Дать рекомендации по проведению таких занятий вам может психологическая служба.

Этап спортивного совершенствования заключается в повышении уровня специальной физической подготовки, обеспечении прочного овладения основами техники и тактики, обеспечение совершенствования в избранной специализации, развитие умения самостоятельно работать и соревноваться.

В процессе многолетней подготовки этот этап занимает значительное место, как по продолжительности, так и по роли в достижении максимальных результатов. Он продолжается около 7-9 лет. В этот период формируется спортивное мастерство. Психологическим содержанием этапа спортивного совершенствования является формирование и совершенствование психологических механизмов регуляции спортивной деятельности: мотивации, постановки и достижения цели, навыков анализа значимых условий деятельности, контрольно-оценочных компонентов деятельности, навыков самоконтроля и саморегуляции действий и психических состояний.

Одной из важнейших задач спортивного совершенствования представляется приобретение спортивного мастерства и развитие способности демонстрировать его в условиях соревнований. Оказать психологическую помощь в виде сопровождения этого этапа, подготовить к соревнованиям – одна из главных задач спортивной психологии.

Этап высшего спортивного мастерства предполагает доведение мастерства до уровня конкурентоспособности на региональном, федеральном и международном уровнях, нахождение индивидуальных резервов роста спортивного мастерства, поддержание высокой результативности соревновательной деятельности, обеспечение реализации потенциала спортсмена.

Выведение спортсмена на уровень высшего спортивного мастерства является основной целью его многолетней подготовки. Спорт высших достижений имеет ряд отличий от массового спорта: высокий уровень физических и психических нагрузок, острая конкуренция между претендентами на место в элитных командах, соперничество за право выступать на наиболее престижных соревнованиях, возрастание объема соревновательной практики, усиление роли психологических факторов успешности соревновательной деятельности, обусловленная примерно равным уровнем мастерства высококлассных спортсменов.

Накопление психической усталости из-за психических нагрузок становится причиной прекращения выступлений спортсмена в большом спорте, несмотря на хорошую физическую форму. Источником психических перегрузок может стать не только жесткий режим тренировок и соревнований, но и сам образ жизни элитного спортсмена. Наличие большого числа источников физических нагрузок, характерное для большого спорта, ставит в ряд наиболее важных такие задачи, как разработки программ психологической реабилитации, нахождение путей сокращения психических нагрузок за счет психологически обоснованного, ориентированного на учет психологических факторов ведения подготовки.

Создать психологические предпосылки реализации накопленного спортсменом потенциала – первоочередная задача психологической службы.

Что может спортивный психолог?

Отвечая на этот вопрос, попробуем охарактеризовать наиболее типичные направления деятельности спортивного психолога.

Каждый вид спорта для успешных выступлений требует определенного состояния физических и психических качеств и сегодня, когда физическая подготовленность спортсменов находится на очень высоком уровне, решающим фактором для победы в соревновании становится психологическая готовность. Помочь найти будущих чемпионов, определить предпосылки развития необходимых психических качеств - это задача психологического отбора и спортивной профориентации.

Подготовка спортсменов осуществляется по различным направлениям, но порой недостаток воли или неумение управлять своими эмоциями может свести к нулю результаты многолетних тренировок. При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психических качеств и умений.

В большом спорте нередко выдающийся спортсмен является обладателем уникальных способностей, на проявлении которых основывается вся его соревновательная деятельность или тактика команды. Своевременно определить особенности психики и разработать для каждого занимающегося индивидуальный план развития способностей, стратегию предсоревновательного и соревновательного поведения - это тоже область деятельности психологии. История спорта знает немало примеров, когда вовремя сказанное слово, пауза, жест спортивного психолога и т.п. решали судьбу упорного противоборства. В спортивной психологии для такой деятельности есть специальное название - секундирование, которое пришло из дуэльного прошлого. Поэтому спортивный психолог - это именно тот человек, который может самостоятельно, с помощью тренера или товарищей по команде оказать небольшое, но решающее воздействие на психику спортсмена.

В профессиональной карьере любого спортсмена бывают кризисные периоды, которые могут быть вызваны самыми различными причинами: неудачей в соревновании, переходом в другой клуб, сменой тренера, обстоятельствами личной жизни и другими. Спортивный психолог может помочь спортсмену разобраться в проблемах и найти такой выход из ситуации, который придаст силы для новых спортивных достижений.

Почему тренер не может заменить психолога?

В спорте тренер, безусловно, самый главный наставник, причем для юного спортсмена он является еще и ориентиром в становлении личности. Так уж сложилось, что у нас в стране тренеру, кроме прямых профессиональных обязанностей приходится выполнять функции, менеджера, администратора и, естественно, психолога. Этому всему тоже обучают в институтах физической культуры, и со многими обычными психологическими задачами выпускник ВУЗа может справиться. Психологические проблемы должен решать специалист-психолог. Это напоминает ситуацию с домашней аптекой - пока недомогание легкое, мы справляемся сами, а при осложнении болезни обращаемся к врачу.

Чтобы эффективно оказывать психологическую помощь в спорте, специалисту нужно создать атмосферу доверия и взаимопонимания, установить такие отношения со спортсменом, которые и позволят конструктивно воздействовать на его психику. Психологи хорошо знают, насколько тонкой и уязвимой бывает нить, связывающая с его подопечным, как осторожно нужно строить психотерапевтические взаимоотношения, когда нет мелочей, и любой необдуманный жест или слово может разрушить то, что долго и кропотливо создавалось.

Психика спортсмена, на ответственных этапах подготовки и выступлений на соревнованиях, обладает повышенной чувствительностью, так как человек практически постоянно находится в экстремальных условиях и предстрессовом состоянии. У тренера же есть свои задачи, решение которых часто требует авторитарного давления на спортсмена и строгой дисциплины, а конкурентность спортивной жизни вынуждает спортсмена проявлять злость, агрессивность и другие социально негативные качества. В этой ситуации спортивный психолог является своеобразным буфером, отдушиной, помогая спортсмену удержаться на тонкой грани пика подготовленности. Особенно актуальным присутствие психолога становится в сборных командах и игровых видах спорта, как заинтересованного, но не участвующего в борьбе человека.

Но, как показывает практика, сегодня нашему тренеру нередко требуется получить много "шишек", при этом, порой искалечив психику, здоровье и судьбу своих учеников, чтобы осознать вышесказанное и воспользоваться в своей работе помощью психолога-профессионала.

Формулы, которыми должен руководствоваться тренер:

  • Тренер не всегда прав;
  • Агрессивный путь добывания уважения - ошибочен. Надо учиться пристраиваться к партнеру сверху. Спортсмен ждет репрессий, а надо поступить по-другому. Агрессивная манера тренера вызывает агрессию (или депрессию) спортсмена –это проигрышный путь;
  • Поступайте со спортсменами так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами;
  •  Надо быть открытым, чтобы не давать волю нагнетающей атмосфере, надо обязательно прояснять отношения;
  • Не надо культивировать похожесть на себя;
  • Не осуждайте "инокость", восторгайтесь ею;
  • Избегайте насильственного обращения в собственную веру. Ты прав и я прав - это нормально;
  • Пытайтесь увидеть в каждом ребенке все самое хорошее, что есть вообще в человеке.

Тренер всегда должен помнить, что нельзя критиковать личность, можно критиковать поступки. Только такой подход общения позволяет спортсмену адекватно воспринимать информацию тренера. Наставникам необходимо создавать условия для раскрытия и развития личности в спорте, и делать это надо заботливо, учитывая психофизиологические особенности спортсмена. Тренеры должны понимать и внезапные перемены настроения спортсмена, и странные на первый взгляд увлечения, и эксцентричное поведение, и новый лексикон, и порой заведомо неудачные начинания.

Спортивный клуб, стадион, зал- самые подходящие места для манипуляции поведением спортсмена. Одна основная причина неудач, постигающих тренеров, состоит в том, что администраторы спортивных учреждений, прежде всего, настаивают на поддержании дисциплины.

Как только молодых спортсменов начинают усреднять, загонять в определенные рамки и навязывать им жесткие правила, они немедленно начинают протестовать. Дети вообще склонны противостоять контролю, а на тренировках в зале –особенно. Нельзя лишать подопечных эмоций. Они не должны чувствовать себя объектом воспитания. Общаясь – воспитываем, воспитывая – общаемся. Молодые спортсмены, взрослея, вправе ожидать от тренеров мудрых советов, при этом необходимо взаимное доверие. Они не будут доверять тем старшим, которые неискренни с ними. Честность и искренность ценятся больше всего. Наставники не должны переступать определенные границы в отношениях со спортсменами. Каждый должен знать свое место. И все должны уважать общепринятые нормы человеческого общения.

Естественно, что деятельность спортивных психологов в различных организациях будет эффективной только в условиях постоянного совершенствования, обмена опытом, взаимопомощью, что предполагает активное функционирование централизованной структуры, создание консультационной службы, регулярных собраний и специализированного печатного издания.

Спортивная психология, как и многое другое в спорте, держится за счет здорового фанатизма, внимания к проблемам спортсменам и готовности их решать, искреннего патриотизма и желания видеть представителей своей страны среди победителей различных соревнований.

Еще раз напоминаем Вам, что в ГУЗ "Центр медицинской профилактики департамента здравоохранения Краснодарского края" работает психологическая служба, основной задачей которой является психологическое обеспечение подготовки спортсменов. Во всем мире, да и в нашем крае услуги профессионального психолога достаточно дороги. Для спортсменов такая услуга вводится бесплатно. Воспользуйтесь этой возможностью!

Пришлите заявку на психологическое тестирование, диагностику, сопровождение спортсмена. По Вашей заявке могут быть разработаны не только заключение о психологическом статусе, но и дано заключение, рекомендации для спортсмена, для команды, тренера. А уж если у спортсмена или тренера есть личностные или межличностные проблемы, вам поможет индивидуальное консультирование. Организованы и проводятся тренинговые программы.

Адрес ГБУЗ "Центр медицинской профилактики" министерства здравоохранения Краснодарского края:
 ул. Воровского, 182. Телефоны: 226-27-67, 226-44-12,
факс: 226-27-90, 226-48-31

Пациентам
Специалистам
Полезная информация