Психология спорта

1. Цели и задачи психологии спорта

Психология спорта принадлежит к числу очень молодых отраслей психологической науки, и предоставляет широкие возможности применения профессиональных психологических знаний существующих в спорте. Психология спорта изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и соревнований.

Основные цели психологии спорта:

  • изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях;
  • разработка психологически обоснованных комплексных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.

Достижение этих целей предполагает решение конкретных задач:

1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов:

  • психологический анализ соревнований (общий и конкретный по отдельным видам спорта);
  • выявление характера влияния соревнований на спортсменов;
  • определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;
  • определение совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсменам для успешного выступления на соревнованиях;
  • психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта.

2. Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивных тренировок. Психология спорта призвана раскрыть механизмы и закономерности совершенствования спортивного мастерства, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условия, обеспечивающие успешность коллективных действий спортсменов.

Все это требует от психологов:

  • психологического обоснования существующих методов и средств спортивной тренировки и поиска новых;
  • определения путей для максимального использования возможностей организма спортсмена, как за счет развития психических функций, так и за счет создания аппаратурных методов тренировки (например, использование систем с "биологической обратной связью";
  • разработка методов психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), методов психодиагностики спортивных способностей,
  • социальной структуры и психологического климата команды;
  • разработки научно обоснованных методов моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок.

3. Разработка психологических основ предсоревновательной подготовки спортсменов.

В настоящее время коренным образом меняются содержание и характер предсоревновательной подготовки спортсменов. Для успешного выступления в соревнованиях уже не достаточно высокого уровня только физической и тактической подготовленности. Наряду с двигательными сенсомоторными навыками и умениями приобретают значимость интеллектуальные навыки, а также навыки коллективных действий. Поэтому в предсоревновательной подготовке все большую роль начинают играть различные психические процессы и состояния. Возрастает значение психологических факторов и, как следствие, психологической подготовки спортсменов к участию в соревнованиях. Разработка методов и приемов такой подготовки – одна из главных функций психологии спорта. Реализация этой функции предполагает:

  • изучение закономерностей функционирования психики в условиях соревнований и разработка методов повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности;
  • исследование психических состояний, развивающихся в предсоревновательных и соревновательных условиях;
  • развитие психопрофилактики, формирование приемов и путей психологической закалки спортсменов, повышения их устойчивости к психотравмирующим воздействиям.

4. Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе. Психология спорта изучает особенности функционирования спортивных коллективов и дает характеристику психологическим законам, управляющим их деятельностью. Решение этой задачи предполагает:

  • изучение истоков и механизмов формирования внутригрупповых, коллективных феноменов (чувств, установок, традиций и т.п.), а также разработку методов управления с целью создания благоприятного климата в спортивных командах;
  • изучение психологических аспектов и закономерностей межличностного общения в спортивных командах и разработку критериев психологической совместимости спортсменов;
  • выявление социально-психологических мотивов поведения и деятельности спортсменов;
  • изучение влияния личности тренера и стиля его руководства на успешность деятельности и психологию спортивной команды.

В последние десятилетия психология спорта становится обязательной в психологическом образовании студентов институтов физической культуры. Этот курс читают на педагогических, спортивных, заочных факультетах и на факультетах повышения квалификации. Психология спорта вошла в состав дисциплин, обеспечивающих психологическое образование студентов, и на факультетах физического воспитания педагогических вузов и университетов. Психология спорта преподается также и во всех средних физкультурных учебных заведениях.

2. Деятельность современного психолога в спорте

Современная спортивная деятельность требует участия профессиональных психологов в решении многих проблем. К спортивному психологу предъявляются высокие профессиональные требования в области практической психологии.

Деятельность практического психолога состоит в психологическом сопровождении подготовки спортсмена и спортивной деятельности и включает в себя направления:

  1. Психодиагностика.
  2. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации.
  3. Психологическая подготовка.
  4. Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена.

1.Психодиагностика в спорте – это использование методов психологии для оценки тех психических процессов, состояний и качеств спортсменов, от которых зависит успех деятельности. Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности, в частности:

а) особенности проявления и развития психических процессов;

б) психические состояния (актуальные и доминирующие);

в) свойства личности;

г) социально-психологические особенности деятельности.

Психодиагностика осуществляется с целью спортивного отбора, в тренировочном процессе и во время соревнований. Проводится она для того, чтобы в последующем сформулировать психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, спланировать и более эффективно осуществить систему воздействия на спортсмена.

Нельзя забывать, что неправильно или плохо организованная психодиагностика может оказывать негативное влияние на изучаемого. Нередко только выделение спортсмена из группы для какого-то тестировании может вызвать ненужный ход мыслей и изменение его состояний. Рекомендации базируются только на знаниях условий деятельности, общих закономерностях проявления психики в этих условиях и индивидуально-психологических особенностях спортсменов.

2. Психолого-педагогические рекомендации

Они адресованы тренеру, спортсмену, руководителям, массажисту, врачу, семье – всем тем, кто вступает в контакт со спортсменом и своими словами и действиями может влиять на его психическое состояние. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации могут относится к отбору учеников для занятия определенным видом спорта, определенному тренировочному занятию или циклу, соревнованиям или определенному соревнованию и спортивному режиму.

3. Психологическая подготовка

Выделяют психологическую подготовку тренера и спортсмена. В психологической подготовке спортсмена различают четыре вида:

  • психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу;
  • общая психологическая подготовка к соревнованиям;
  • специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию;
  • коррекция психических состояний на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям.

4. Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена.

Такое управление осуществляется в тех случаях, когда обнаружены недостатки в психологической подготовке и требуется срочное влияние на психическое состояние спортсмена.

Управление может осуществляться за день до соревнований или в день соревнований, непосредственно перед стартом (секундирование), в перерывах между соревновательными упражнениями (а иногда и в ходе их выполнения), а также после соревнований. Аналогично в тренировке: перед занятием, при выполнении отдельных упражнений, после занятия либо в определенном тренировочном цикле.

Психолог воспитывает значимые для спорта свойства личности, создает нужные психические состояния, снимает последствия монотонии; проводит сеансы гипноза, внушенного отдыха, гетеротренинга, группового психотренинга.

Психолог обучает спортсменов приемам саморегуляции, ненавязчиво проводит со спортсменами беседы о тренировках и соревнованиях (об учебе, работе, любви, музыке, кино, театре, книгах и т.п.)

Психолог способен улаживать конфликты, организовывать отдых спортсменов, создавать и поддерживать традиции коллектива и делать массу других, казалось бы, странных для психолога дел, но вполне естественных для педагога и любого другого человека, который хочет помочь спортсмену в его трудной спортивной жизни.

В помощь тренеру психолог составляет психограмму личности спортсмена, которая служит тренерам ориентиром в планировании учебно-тренировочного процесса, в подготовке высококвалифицированных спортсменов, в отборе перспективных детей.

Составление психограммы основывается на структуре профессионально спортивно – важных качеств, что в свою очередь предусматривает при создании психограммы применение системного подхода, связывающего различные психологические явления в единое целое.

Составляющие психограммы:

1.Мотивационная сфера личности.

Блок мотивов достижения высоких спортивных результатов: интерес к игре, уровень притязаний, стремление к лидерству.

2. Эмоциональная устойчивость (способность к сохранению профессиональной работоспособности в условиях эмоциогенных воздействий): моторная, сенсорная, интеллектуальная.

3. Составляющие интеллекта: многоуровневая организация познавательных сил, имеющая сенсомоторный, перцептивный, мнемический и мыслительный аспекты.

Главный критерий деятельности практического психолога в спорте – быть полезным спортсмену и тренеру, своим непосредственным участием способствовать росту спортивных результатов и совершенствованию личности спортсмена.

3. Методы психологического исследования в спорте

В психологии физического воспитания и спорта используются методы, общие для всех разновидностей психологической науки. Но они нередко модифицируются применительно к специфике условий изучения деятельности личности в физическом воспитании и различных видах спорта.

Многообразие методов научного психологического исследования можно разделить на четыре группы:

  • организационные
  • эмпирические
  • количественно – качественного анализа научных фактов
  • интерпретационные.

1. Организационные методы определяют стратегию исследования.

К этой категории методов относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Сравнительный метод используется для изучения психологических различий в психических процессах, состояниях, свойствах и личностных особенностях спортсменов в зависимости от возраста, пола, спортивной специализации, квалификации, от особенностей методики физического воспитания, спортивной подготовки, условий тренировки и соревнований и др.

Лонгитюдный метод используется с целью многолетнего прослеживания хода психического и психомоторного развития. Например, влияние занятий физической культурой на развитие психических процессов и двигательных качеств младших школьников. Это имеет существенное значение для совершенствования методики физического воспитания в школе. С успехом применяется при изучении влияния многолетней спортивной тренировки на формирование личности спортсменов.

Комплексный метод заключается в многостороннем изучении одного итого же объекта, одного и того же явления с помощью некоего множества частных методик. Например, при определении уровня тренированности спортсмена может быть использован комплекс методик, направленных на изучение познавательных, эмоциональных, волевых процессов и личностных характеристик спортсмена.

2. Эмпирические методы: объективное наблюдение, самонаблюдение, экспериментальный метод и методы психодиагностики.

Объективное наблюдение – используется для изучения психических, двигательных, поведенческих и других проявлений спортсменов в естественных условиях их деятельности (на тренировке, на соревнованиях и др.). Оно может быть сплошным или выборочным, с использованием словесной, стенографической записи, технических средств (киноаппаратуры, магнитофона, видеомагнитофона и др.). Наблюдение всегда целенаправленно, проводится по заранее составленной схеме, с заранее предусмотренным планом обработки зарегистрированных фактов.

Самонаблюдение чаще всего сочетается с другими методами и выражается в форме словесного отчета, раскрывающего некоторые субъективные стороны изучаемого явления. Например, анализ спортсменом своих движений, действий, переживаний, состояний, мыслей и т.д. в процессе деятельности. Что чрезвычайно важно для познания спортсменами самих себя (самопознания) в целях самосовершенствования не только технико-тактическом отношении или в плане развития двигательных качеств, но и особенно в целях формирования себя как личности и рационального управления самим собой в многообразных, часто непредвиденных, ситуациях жизни и деятельности.

3. Экспериментальный метод – лабораторный и естественный эксперимент.

Лабораторный эксперимент проводится в специальных помещениях – лабораториях, камерах и пр., оборудованных приборами и аппаратурой различного типа (тахистоскопами, рефлексометрами, регистрационными приборами и вычислительными средствами).

Естественный эксперимент – констатирующий, формирующий или преобразующий – психолого-педагогический.

В лабораторном и естественном эксперименте иногда используются методы моделирования. Обычно моделируются соревновательные условия, в которых протекает деятельность спортсменов.

4. Психодиагностические методы.

Рассчитаны на изучение умственного и психомоторного развития, специальных способностей к конкретным видам спорта, психических, (предсоревновательных, соревновательных, послесоревновательных и др.) состояний спортсменов, в частности состояния психической готовности к соревнованию, состояние тренированности и пр. могут быть применены и для отбора кандидатов в сборные команды. Широко используются различные

инструментальные и бланковые методики для исследования интеллекта, психомоторики, конкретных познавательных, эмоциональных и волевых процессов, а также свойств личности спортсмена.

5. Методы количественно – качественного анализа

Используются для обработки фактического материала исследований.

Количественные методы – математико-статистические методы (корреляционный, факторный, дисперсионный, дискриминантный и др. виды анализа).

Количественные методы заключаются в анализе материалов исследования по содержательной сущности изучаемых психических явлений, их дифференцировке и классификации по типам, группам, вариантам и т.п. Например, при изучении влияния учебной и соревновательной мотивации на овладение двигательными действиями спортсменов с сильной и слабой нервной системой фактический материал требует следующей дифференцировки:

  • во-первых, разделения учащихся на группы по признаку силы – слабости нервной системы;
  • во-вторых, выделения в каждой группе вариантов успешности овладения действиями в зависимости от указанной выше мотивации.

Интерпретационные методы. К этим методам относятся различные варианты теоретического анализа и обобщения материалов исследования с позиций системно-структурного, функционального, генетического, кибернетического, информационного и других концептуальных подходов к разрабатываемой проблеме.

4. История психологии спорта

Психология физического воспитания и спорта — одна из са­мых молодых специальных отраслей психологической науки. Можно сказать, что история ее еще не написана. Предпосылки становления отечественной психологии спорта как специальной области знания были заложены еще в начале XX в. П.Ф.Лесгафтом, выделившим в качестве основания учения о физическом воспитании единство человеческой личности, интегративную роль движения, гармоничность развития, сознательное освоение движений. Интенсивное развитие психологии спорта началось с 60–70-х гг. нынешнего века.

В 1965 г. по инициативе Итальянской федерации спортив­ной медицины в Риме был организован первый конгресс по психологии спорта. Существенным актом явилось создание санкционированного конгрессом "Международного общества психологии спорта" (ИССП), избравшего постоянно дейст­вующий руководящий орган и президента общества. Этот акт говорил о международном признании психологии спорта.

ИССП активно осуществляет свои функции. После Рим­ского состоялись еще три конгресса: в 1968 г. в Вашингтоне, в 1973 г. — в Мадриде и в 1977 г. — в Праге. На Мадридском конгрессе президентом общества был избран представитель ЧССР проф. Мирослав Ванек.

С 1970 г. издается официальный орган ИССП — "Между­народный журнал психологии спорта". Создание ИССП сти­мулировало образование региональных объединений психоло­гии спорта. Так, в 1967 г. возникло "Североамериканское об­щество психологии спорта", в 1969 г. — "Европейская ассоциа­ция психологии спорта" (ФЕПСАК). В разные годы затем ор­ганизовывались национальные общества спортивной психо­логии в Канаде, Японии, ФРГ, Англии, Франции, Бразилии, Австралии и других странах. Доклады по психологии спорта содержатся в программах XVIII и XX Международных (Всемирных) психологических конгрессов, Олимпийского научного конгресса 1972 г. в Мюн­хене, Всемирного конгресса "Спорт в современном обществе", состоявшегося в 1974 г. в Москве.

Психология спорта в России. Возможность и необходимость возникновения психологии спорта была обусловлена целым рядом факторов. Это прежде всего потребности практики массового физкультурно­го движения и спорта, связанные с решением задач гармоничного духовного и физического развития людей и роста мастерства спортсменов. Главные предпосылки — идеи о пси­хофизиологическом единстве человеческой природы, о всесто­роннем воспитании личности.

Большое значение имели труды И. М. Сеченова, его тео­рия рефлекторной природы психической деятельности, его понимание единства внутренних (мозговых) механизмов и внеш­них проявлений психической деятельности, которые сводятся "...окончательно к одному лишь явлению — мышечному дви­жению". Особенно ценны идеи И. М. Сеченова об управлении движениями, регуляторами которых, как он писал, являются мысли и чувствование (особенно мышечное чувство), о за­ученных действиях (т. е. навыках) как наиболее подвластных воле, его гениальная характеристика воли как деятельной сто­роны разума и моральных чувств человека и многие другие по­ложения, содержащиеся как в физиологических, так и в фило­софских и психологических трудах.

Особо нужно выделить труды создателя первой в мире на­учно обоснованной системы физического воспитания П. Ф. Лесгафта. Его система разработана и построена на современных для того исторического периода анатомо-физиологических, гигиенических и психологических основах. Его психологиче­ские идеи, относящиеся к физическому воспитанию, не утра­тившие значения до настоящего времени, содержатся не толь­ко в фундаментальном двухтомном "Руководстве по физиче­скому образованию детей школьного возраста", где есть даже специальный параграф "Психология движений", но и в "Осно­вах теоретической анатомии", в "Семейном воспитании" и во многих других трудах.

Фактором огромного значения явилось преобразование кур­сов П. Ф. Лесгафта в "Государственный институт физического образования" и создание в Москве "Государственного Цент­рального института физической культуры". В составе того и другого институтов были организованы кафедры психологии. Были раз­работаны первые программы специального курса "Психология спорта". Тем самым были созданы необходимые условия для научной разработки психологических проблем физического воспитания и спорта.

Зна­чительно расширилась проблематика исследований. Основные направления ее, говоря обобщенно, включали изучение: пси­хологии личности спортсмена и тренера, общих и специфиче­ских для каждого вида спорта психологических особенностей спортивной деятельности, психологических основ обучения и воспитания в спорте, психологии спортивного соревнования, психологических аспектов подготовки и готовности спортсме­нов к соревнованиям, регуляции и саморегуляции деятельно­сти и состояний спортсменов до, во время и после соревнова­ний, социально-психологических аспектов физического воспи­тания и спорта, возрастно-психологических особенностей фи­зического воспитания и спорта.

В 1952 г. в "Институте психологии АПН РСФСР" — А. Ц. Пу­ни защитил первую в истории психологии докторскую диссер­тацию на тему "Психология спорта". Позже появились моно­графии по психологии спорта О. А. Черниковой, А, Ц. Пуни, В. Г. Иоракидзе, С. Ч. Геллерштейна, Г. М. Гагаевой, А. В. Ро­дионова, Н. А. Худадова, А. А. Лалаяна и др. Стали издаваться сборники трудов по психологии спорта. В 1958 г. вышел пер­вый учебник по психологии для институтов физической куль­туры, написанный П. А. Рудиком. Специальный раздел учеб­ника посвящен психологии спорта.

Психология физического воспитания и спорта как специ­альная отрасль психологической науки входит составной ча­стью в программы Всесоюзных совещаний по психологии, а за­тем Всесоюзных съездов общества психологов.

Развитие психологии физического воспита­ния и спорта характеризуется все большим сближением ее с практикой. Особенно активным это сближение стало после то­го, как спортсмены вышли на широкую международ­ную арену, стали непременными участниками Олимпийских игр и сильнейшими конкурентами всех "спортивных держав".

В наши дни спорт – один из наиболее престижных и популярных видов деятельности. Его общественные функции необычайно многочисленны и разнообразны. Масштабность спортивной практики требует соответствующего масштаба теоретической базы, на которой данная практика осуществляется.

Углубление психологических и общетеоретических представлений о сути современного спорта необходимо для решения насущных практических задач, которые сегодня стоят перед российским спортом на международной арене. Ведь оценка сути современного спорта, его реального и потенциального места в обществе неизбежно образует существенную часть основания, на котором строится мотивационная структура личности человека, посвятившего себя спорту. От правильности и конкретности этой оценки во многом завися те "личностные параметры" спортсмена, которые определяют его успехи в большом спорте.

Пациентам
Специалистам
Полезная информация