Психодиагностика

"Начало всякой мудрости – признание фактов", - гласит китайская мудрость. В том случае, когда уже обнаружены и признаны факты, можно двигаться к полноценному психическому состоянию и личностному росту. Верный путь к этому – развивать те личностные качества, которые менее всего выражены у человека. Психодиагностика способствует этому доступными ей способами, т.е. стремится разработать наиболее эффективные методы диагностики.

Психодиагностика (от греч. Ψυχή psyche — душа, и греч. Διαγνωστικός diagnosis — способный распознавать) — наука и практика, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, постановки психологического диагноза.

К основным психодиагностическим методикам относятся: тесты интеллекта, достижений, специальных способностей, критериально–ориентированные тесты (например, на положение в семье, в учебном заведении, на работе и т.п.); опросники для выявления интересов, ценностных ориентаций личности, проективные методики диагностики установок, отношений (подростков к родителям, к школе пр.), предпочтений, страхов; психофизиологические методики измерения свойств нервной системы (работоспособность, темп деятельности, переключаемость, помехоустойчивость); малоформализованные методики (наблюдение, беседа).

Интерпретация полученных при помощи тех или иных психодиагностических методов данных может осуществляться на основе использования двух критериев: при качественном сравнении с нормой или эталоном, в качестве которого могут выступать представления о непатологическом развитии или социально–психологические нормативы, с последующим заключением о наличии или отсутствии определенного признака; при количественном сравнении с группой с последующим заключением о порядковом месте среди других.

Основные области применения психодиагностики:

  • управление персоналом, подбор и отбор персонала, профориентация;
  • оптимизация обучения и воспитания, проблема "сложных детей", детей с ЗПР;
  • прогнозирование социального поведения (психологическая экспертиза в армии, при формировании экспедиций и др.);
  • судебно-психологическая экспертиза;
  • консультативная, психотерапевтическая помощь.
  • клиническая (оценка психологического статуса пациента, в условиях амбулаторного врачебного приема или скорой медицинской помощи.);

Случаи обращения за помощью к психологу можно отнести к двум основным типам:

  • ситуация клиента — когда человек обращается за помощью и консультацией для себя или своих близких;
  • ситуация экспертизы — когда к психологу обращается администрация (например, администрация больницы, школы, суда, предприятия) за помощью в диагностике, например, уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, страха перед спортивными соревнованиями, состояния преступника в момент совершения преступления, профессиональной пригодности и т. д.

Варианты использования психодиагностических данных:

  • Данные используются обследуемым в личных целях (например, для самоусовершенствования).
  • Данные используются психодиагностом (например, для психокоррекционной работы).
  • Данные используются администрацией для принятия решения.

Каждый человек испытывает порой трудности в личных отношениях, в общении, в работе, но не каждый имеет силы и смелость обратиться к специалисту, в то время как психологическая консультация профессионала это спасательный круг в современной жизни полной стрессов и экстренных ситуаций. На Западе психологическая консультация является нормой, у нас же ее стыдятся. К счастью, стереотипы нашего общества меняются и сегодня у вас есть возможность обратиться к грамотным специалистам, гарантирующим конфиденциальность, безопасность и эффективность. Психологическая консультация у хорошего психолога оказывает эффект и позволяет решить, как мелкие трудности, так и серьезные проблемы.

Первая встреча между психологом и клиентом (пациентом) обычно имеет консультативный характер. На первой, а иногда в течение нескольких встреч, уточняется запрос клиента (пациента), производится диагностика душевного состояния. Психолог объясняет свои методы работы, если это необходимо, оговаривается длительность встреч, их частота, правила и обоюдные обязательства. Таким образом между клиентом (пациентом) и психологом заключается соглашение (контракт). Первая встреча с клиентом (пациентом) позволяет выработать индивидуальный подход, в результате которого консультация психолога оказывается верной и действенной.

Психолог ГБУЗ "Центр медицинской профилактики" министерства здравоохранения Краснодарского края Бабкина И.В.

Пациентам
Специалистам
Полезная информация